Один из самых богатых и самых сложных для освоения регионов на Земле, судя по всему, будет источником разногласий и противоречий на протяжении всего нынешнего столетия. Имея площадь около 27 млн. км и включая в себя Северный Ледовитый океан, северные части Атлантического и Тихого океанов со всеми их архипелагами и островами, а также северные побережья Северной Америки и Евразии, Арктика сегодня уже стала предметом споров и напряженности.
С конца ХХ века, когда стала действовать Конвенция ООН по морскому праву (принята в 1982, вступила в силу в 1994 г.), Россия как наследница СССР лишилась своих преимуществ в Арктической зоне, обусловленных её секторальным делением. Конвенция отводит каждому государству лишь 200-мильную исключительную экономическую зону. В центре Арктики, таким образом, теперь находится некий общий район, на который, как источник ископаемых, претендуют разные страны и международные корпорации. Даже если России удастся доказать, что морское дно, прилегающее к её северной части, является продолжением материкового шельфа, всё равно это будет существенно меньше, пусть даже и воображаемых, полярных владений СССР.

2

Немного истории. Инициатором секторального деления Арктики стал вовсе не СССР. Первой это сделала Канада – в 1925 году. Год спустя о создании своего сектора заявил СССР. Потом, еще через несколько лет (1933-1934) — Дания и Норвегия. США не предпринимали подобных действий и не признавали законными действия других, при этом внутреннее американское законодательство об экономических и рыболовных зонах регулировало деятельность и в арктических районах. Однако, несмотря на формальное непризнание секторального деления, американцы на тот момент подчинились фактически сложившейся системе.

До сих пор актуальным остаётся и вопрос о принадлежности Северного полюса. Кто первым его открыл, то есть без технических средств оказался в этой точке — Фредерик Кук или Роберт Пири — спорят до сих пор. Кто первым долетел до полюса – русские в 1948 году или американцы в 1952-м – тоже. Первое судно — ледокол «Арктика» — достигло полюса в 1977 году. Кроме всего прочего, в 2007 году на дне Северного Ледовитого океана, на глубине 4261 метр, в точке полюса был установлен российский флаг. Канада сегодня утверждает, что подводный хребет Ломоносова, проходящий через полюс, достигает острова Элсмир в Канадском Арктическом архипелаге, а значит, — полюс канадский. При этом Россия и Дания утверждают, что этот хребет является продолжением их территорий.

После развала Советского Союза на протяжении полутора десятилетий активность России в Арктике систематически сворачивалась, в то время как другие страны, напротив, усиливали её. Национальные интересы основных арктических государств требовали разворачивания многочисленных научных изысканий, связанных с топливно-энергетическими богатствами арктического шельфа.

В 1996 году был создан Арктический Совет (Arctic Council) — межправительственная организация циркумполярных государств, объявившая своими приоритетами охрану окружающей среды и устойчивое развитие Арктики. В Арктический Совет входят страны так называемой “Арктической восьмерки”: США, Россия, Канада, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия. Однако не все они имеют непосредственный выход к Северному Ледовитому океану, поэтому сформировалась ещё и “пятёрка” – группа без последних трёх государств. А Швецию, Финляндию и Исландию назвали «субарктическими странами». При этом, если Швеция и Исландия никогда не имели своего сектора и для них членство в Арктическом Совете — счастливая возможность поучаствовать в будущем дележе «арктического пирога», то Финляндия потеряла свой выход к Северному Ледовитому океану и, соответственно, право на свой сектор, в результате поражения в Зимней войне 1939-1940 годов, когда она была вынуждена передать СССР свой единственный северный порт Петсамо.

Основные сферы внимания Арктического Совета – охрана окружающей среды, климат, биоразнообразие, сохранение океанов, устойчивое экономическое и социальное развитие региона, улучшение условий жизни народов Арктики. Арктический Совет является авторитетной организацией и играет большую роль в международных делах, влияя на принятие решений, связанных с освоением Северного региона.

В Арктике существует несколько групп взаимосвязанных противоречий, которые требуют постоянного мониторинга и международного обсуждения.

Возможное расширение коммерческого судоходства в Северном Ледовитом океане позволит существенно сократить срок доставки грузов из Европы в Азию и обратно. Перспективы более активного использования Северного морского пути связаны с предполагаемыми изменениями климата в сторону потепления, что даст возможность увеличить длительность навигации по Северному морскому пути и сделать более предсказуемыми сроки доставки грузов. Однако изменение климата неизбежно станет неблагоприятным фактором в других сферах жизни и деятельности человека в Арктике.

Сосредоточение большого количества углеводородных ресурсов и активное освоение этих месторождений в будущем, когда это станет действительно рентабельным, принесет не только выгоду, но и большие экологические риски. А изменения в экологической ситуации в Арктике неизбежно скажется на экологии всей планеты.

Расположение в Северном Ледовитом океане стратегических ядерных сил России и США является постоянным предметом беспокойства как с экологической, так и с военной точки зрения для других стран.

Одновременно с этим имеющиеся в Арктике льды, учитывая острую нехватку питьевой воды в некоторых регионах земного шара, могут со временем превратиться в один ценных природных ресурсов.

Понятно, что экологические проблемы и работа над их решением могут быть использованы в политических целях, ограничивая влияние той или иной страны в Арктике под предлогом выполнения обязательств по сохранению окружающей среды.

Начиная с 90-х годов, в Арктике постепенно растет напряженность. Американская идея интернационализации Арктики, то есть ликвидации зоны исключительного экономического влияния государств, была подхвачена субарктическими странами и в целом, как идея, поддерживается Арктическим Советом.

Россия же, со своей стороны, последовательно выступает за сохранение существующего порядка вещей. В 1998 году была сформулирована концепция «Северного стратегического бастиона», закрепившего порядок, по которому Северный морской путь – основа российских морских стратегических ядерных сил. В том же году был принят и федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ», согласно которому СМП стал внутренней российской территорией. В будущем Северный морской путь должен стать эффективным связующим звеном между Азией и Европой, давая возможность признанным промышленным гигантам Азии — Китаю и Японии — доставлять свои товары безопасно и в кратчайшие сроки.

Таким образом, основных причин «гонки за Арктику» две: военно-стратегическая и экономическая. И если первая причина напрямую связана с сегодняшним днем и настоящим моментом, то вторая – скорее, с перспективой, когда добыча нефти и газа будет более выгодной в результате развития технологий. Пока крупных проектов по освоению шельфа немного, хотя они есть в России, Норвегии и Канаде при активном участии США.

Итак, какую стратегию в «гонке за Арктику» избирают основные игроки?

Соединенные Штаты Америки продолжают наращивать в Арктике свое своё военно-морское и военно-воздушное присутствие, инвестируют, несмотря на наблюдающееся замедление, в добычу углеводородов на шельфе.

Канада, учитывая огромные месторождения на своей части шельфа, стремится к их освоению с помощью активно помогающих ей в этом США.

Норвегия и Дания активно осваивают свои территории и имеют весомый голос в решении судеб Арктики в Арктическом Совете.

Субарктические страны, как отмечают эксперты, примут американскую сторону, так как их цель – открыть Арктику прежде всего для себя, а без ослабления влияния России это вряд ли получится сделать.

Некоторые внеарктические государства, как, например, Китай, Индия, Япония, Республика Корея, проявляют активный интерес к работе в Арктическом регионе, и особенно в этом преуспел Китай.

Российская Федерация стремится найти баланс между протекционизмом и открытостью, будучи заинтересованной и в расширении и охране своих границ, и в освоении своих богатств, и в сохранении своего влияния. Для освоения Арктики и реализации своего огромного потенциала ей не хватает сегодня только достаточного объема современных технологий и инвестиций.