В начале 2016 года на базе Северного флота Российской Федерации была организована Арктическая океанографическая экспедиция (АОЭ), продолжившая изыскания, проводившиеся в рамках Северной гидрографической экспедиции (СГЭ), работавшей с 1924 по 2011 годы. СГЭ в свою очередь была продолжательницей деятельности, начатой легендарной «Гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана» 1910-1915 годов под руководством Б. А. Вилькицкого (ГЭСЛО).

Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО)
План экспедиции ГЭСЛО был разработан при активном участии А.В.Колчака и Ф.А.Матисена. На двух ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» она продвигалась по морям Северного Ледовитого океана с востока на запад, выполняя работы по описанию северного побережья материка и островов, собирая данные о ледовой обстановке, климатических и магнитных явлениях, а также составляя биологические и геологические коллекции. В 1913 году экспедиция Вилькицкого открыла Землю императора Николая II, которую мы знаем сейчас как архипелаг Северная Земля.

1

Северная гидрографическая экспедиция (СГЭ)

Северная гидрографическая экспедиция (СГЭ), изначально созданная по решению Главнокомандующего вооружёнными силами для изучения побережий Баренцева и Северного морей, к 1939 году практически выполнила эту задачу и в годы войны успешно обеспечивала базирование кораблей, топогеодезическую подготовку береговой артиллерии, установку мин и уничтожение мин противника. Сотрудники СГЭ участвовали также в проводке конвоев, создании картографических материалов для десантных операций. В конце 50-х годов экспедиция сосредоточила своё внимание на изучении акватории Северного Ледовитого океана, Норвежского и Гренландского морей, часть отдельных важных в навигационном отношении районов Северной Атлантики. В 2009-2011 в ходе реформирования Военно-морского флота России СГЭ прекратила своё существование.

Таким образом, до преобразования в АОЭ Северная гидрографическая экспедиция в течение 87-ми лет исследовала высокоширотные районы Северного Ледовитого океана, создавая навигационные морские карты, пособия и руководства для плавания в Арктических морях. За это время было проведено 29 воздушных и 24 подводные экспедиции, описано более 150 географических объектов, а арктический бассейн был изучен практически на 85 процентов.

2

Арктическая океанографическая экспедиция (АОЭ): цели, текущее состояние и прогнозы на будущее

15% территорий и акваторий Северного Ледовитого океана, которые остались неизученными, остаются сегодня первостепенным предметом исследований Арктической океанографической экспедиции. АОЭ укомплектована обширным штатом научных сотрудников и высококвалифицированными военными и гражданскими специалистами различного профиля, имеющими опыт работы в высоких широтах и за Полярным кругом. В их числе геофизики, гидрологи, топографы и представители других специальностей. Служба начала заниматься комплексными исследованиями в северных морях и проводит изучение акватории и территории северных островов, где уже на сегодняшний момент открыто множество новых месторождений природного газа, нефти, каменного угля, золота и других металлов. В первую очередь работа АОЭ нацелена на получение информации, связанной с водной средой, в интересах обеспечения морской деятельности Российской Федерации в Арктике. Приоритетными являются работы в районах «белых пятен», в тех акваториях и на тех территориях, где исследования ещё не проводились.

3

Первоочередная цель АОЭ — получение достоверной информации в геологической, океанографической, топографической и других областях для создания безопасных условий для осуществления морской деятельности России и стран-партнёров в Арктике.

Поскольку Россия является крупнейшим игроком по освоению Арктики и её природных ресурсов, а также владеет крупнейшим в мире ледокольным флотом, состоящим как из атомных, так и из электро-дизельных и гибридных ледокольных судов, работа Арктической океанографическая экспедиции позволит не только удержать лидирующие позиции и развить успех, но и сделать эту службу Севморфлота более эффективной и безопасной.

Арктика – это не только огромные территории и акватории, богатые природными ресурсами, это ещё и отличный альтернативный судоходный путь между Европой и Дальним Востоком, развитие которого откроет экономически выгодные перспективы не только для российского, но и для международного судоходства. А для этого необходимо создать полные навигационные карты, в которых будут отсутствовать «белые пятна», а также пособия и руководства по плаванию в Арктических морях для обеспечения безопасности пассажирских, грузовых и военных судов.