Рассказывает первый заместитель руководителя Николай Монько.

О Северном морском пути Законодательством дано определение: Северный морской путь – это исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике. И для этого у нас есть все основания, поскольку с середины 16-го века русские мореходы осуществляли плавания не только в европейской части, но и в азиатской части северного побережья России. Важную роль в освоении Северного морского пути сыграла Великая Северная экспедиция 1733-43 годов. Отрядом этой экспедиции было впервые положено на карту практически всё русское побережье Северного Ледовитого океана. И ее материалами пользовалось не одно поколение мореплавателей.

Датой начала планомерного освоения Северного морского пути считается 17 декабря 1932 года, когда было принято Постановление Совета народных комиссаров об образовании Главного Управления Северного морского пути. За довольно небольшой промежуток времени были построены ледоколы, транспортные суда ледового класса, морские порты, радиостанции, полярные станции, было осуществлено картографирование арктических морей, на побережье и островах Ледовитого океана было установлено навигационное оборудование. Практически до 90-х годов 20-го века администрацией СМП успешно выполнялись задачи по доставке народнохозяйственных грузов в арктические регионы России.
В настоящий период в связи с началом освоения арктических месторождений, развитием транзитного судоходства, ростом числа экспедиционных рейсов в Арктику, развитием туризма, значение СМП значительно возросло. Сейчас решается задача по экономическому развитию Арктического региона с одновременным сохранением уникальной природы Арктики. Развитие идет в разных направлениях: в сфере законодательного регулирования, развития инфраструктуры СМП, совершенствования тарифного регулирования и организации плавания судов в акватории СМП.
В начале 2013 года вступил в силу закон о Северном морском пути, впервые законодательно были установлены границы его акватории, установлен разрешительный допуск судов в акваторию СМП. Полномочия по организации плавания судов в акватории Северного морского пути возложены на Администрацию Северного морского пути, которая была образована в марте 2013 года Распоряжением правительства РФ.

Функциями Администрации являются: прием заявлений, рассмотрение этих заявлений и выдача разрешений на плавание судов в акватории СМП, мониторинг ледовой и навигационной обстановки, согласование установки средств навигационного оборудования в районах проведения гидрографических работ, предоставление судам информационных услуг. Администрация участвует также в проведении поисковых и спасательных операций, выдает удостоверения на ледовую лоцманскую проводку судов.

В начале 2013 года приказом Минтранса утверждены правила плавания в акватории СМП, установлен порядок допуска судов в его акваторию. В зависимости от ледового класса судна администрация СМП в своем разрешении устанавливает сроки и район плавания судов, ежедневно осуществляет контроль за их местоположением, а также рассылает информацию – ледовую, навигационную и гидрометеорологическую – по пути следования судов.

Как осуществляется плавание по Северному морскому пути? Плавание в акватории СМП осуществляется на недискриминационной основе для флотов всех государств. Прежде чем зайти в акваторию, судно должно подать заявление на плавание со всеми необходимыми документами. Администрация Северного морского пути рассматривает заявление и с учетом ледового класса судна устанавливает ему район и сроки плавания, а также осуществляет ежедневный мониторинг его движения.

В соответствии с правилами допуск в акваторию может быть дан не только судам ледового арктического класса, но и неарктических ледовых классов. Так, например, в этом году выполнено два рейса по доставке угля из морского порта Ванкувер (Канада) в порт Финляндии. Первое судно, которое имело ледовый класс «айс-2» по классификации российского морского регистра судоходства, а это значит, что ему разрешено плавание самостоятельно или под проводкой ледокола только в легких типах ледовых условий, вошло в акваторию СМП в начале августа этого года. Однако в этот период сложились очень тяжелые ледовые условия в западной части Карского моря, поэтому ему пришлось ждать двадцать суток, пока ледовые условия улучшатся. Весь срок прохождения судна по СМП составил более 25 суток. Следующее судно такого же класса этой же компании прошло тот же путь позже, но уже за 9 суток. Однако, по свидетельствам капитанов ледоколов, в этих ледовых условиях была возможна безопасная проводка первого судна по прибрежным участкам Северного морского пути в западной части Карского моря, то есть, если бы было разрешение, оно могло бы не ждать изменения ледовых условий и пройти.

Почему так происходит? Дело в том, что в настоящее время типы ледовых условий определяются научно-исследовательским институтом Арктики и Антарктики, и по существующей методике рассчитываются на половину моря. Конкретные же обстоятельства требуют разработки более гибких условий с учетом обстановки на отдельных участках. Поэтому в настоящее время на уровне экспертов подготовлены предложения по изменению методики прогноза типов ледовых обстановок для летнего периода – проработаны варианты детализации типов ледовых условий по локальным участкам СМП.
С 2011 возобновились систематические промерные работы в акватории СМП. Работы проводятся в малоизученных в гидрографическом отношении районах, на глубинах до 40 метров.

В этом году отмечен рост транзитных грузоперевозок по Северному морскому пути по сравнению с 2015 годом. В целом СМП может более широко использоваться для международного транзита грузов при условии повышения его экономической привлекательности, а инфраструктура СМП позволит максимально снизить факторы дополнительных рисков при плавании в арктических водах. Сейчас СМП рассматривается как комплексный инфраструктурный объект, управляемый государством, где перевозчикам оказываются государственные услуги по обеспечению безопасных условий плавания. Развитие СМП как единого инфраструктурного транспортного объекта связано с получением гидрографического, аварийно-спасательного обеспечения, с совершенствованием средств связи и реконструкцией базовых портов и терминалов на всем протяжении Северного морского пути.

С момента вступления в силу Правил плавания в акватории СМП начал работать сайт Администрации Северного морского пути http://www.nsra.ru, на котором размещена официальная информация, оперативная информация о поданных заявлениях, о выданных разрешениях и отказах в выдаче разрешений. Любое заинтересованное лицо может получить здесь всю интересующую его информацию об организациях, оказывающих услуги по ледовой и лоцманской проводке, навигационную и гидрологическую информацию, информацию о спасательных центрах в портах Тикси и Певек и о средствах, которыми располагают эти структуры.