Владимир Путин: «Нужно, чтобы все наши шаги не только укрепляли экономический потенциал России, но и обеспечивали позитивные изменения в качестве жизни людей, в демографическом развитии наших арктических регионов».

29 марта 2017 г. В. Путин на острове Александры (Архипелаг Земля Франца-Иосифа) провел совещание по вопросам развития Арктики.

В совещании приняли участие Д. Медведев, С. Донской, С. Шойгу и С. Иванов.

Уважаемые коллеги!

Мы с вами в 1-й части посмотрели, что сделано в Год экологии по экологической проблематике.

Хочу поблагодарить Правительство, министерства, ведомства: и Минприроды, и Минобороны, другие структуры, которые принимали участие в этой работе.

Работа проделана очень колоссальная, десятки тысяч тонн убрано. Металлоконструкции, бочки, ГСМ, — как с начала 90-х годов отсюда Россия ушла, так ничего и не убирали. Это начало создавать серьезную угрозу для хрупкой экосистемы региона.

Мы послушали и то, что делается по военной проблематике.

Сейчас хотел бы сосредоточиться на вопросах экономики.

Значение этого региона и для укрепления позиций России в мире, и для обеспечения экономических интересов огромно.

Площадь Арктической зоны РФ достигает 3,4 млн км2, что составляет 19,9 % российской территории.

Арктическая зона является крупнейшим сырьевым резервом страны, где сохранились практически нетронутыми ресурсы углеводородного и минерального сырья глобального значения.

Вместе с тем экономически эффективное функционирование Арктической зоны невозможно без регулирующей деятельности государства и без государственной поддержки.

В этом регионе сосредоточены основные запасы ряда важнейших полезных ископаемых, которые являются определяющими для развития экономики РФ:

  • разведанные запасы газа промышленных категорий — 80 % общероссийских;
  • 90 % извлекаемых ресурсов углеводородов всего континентального шельфа РФ, в том числе 70 % — на шельфе Баренцева и Карского морей;
  • прогнозируется наличие до 20 млрд. тонн условного топлива в глубоководной части Северного Ледовитого океана;
  • золота — 40 %, нефти — 60 %, газа — 60 — 90 %, из них 30 % мировых, хрома и марганца — 90 %, платиновых металлов — 47 %, коренных алмазов — 100 %.

Стоимость минерального сырья арктических недр превышает 30 трлн долл. США, причем 2/3 из них — это стоимость энергетических ресурсов.

В Арктической зоне добывается 100 % алмазов РФ, сурьмы, апатитов, других металлов и минералов, редких металлов, редких земель, 98 % платиноидов, 95 % газа, 90 % никеля и кобальта, 60 % — меди и нефти.

Общая стоимость разведанных запасов минерального сырья недр Арктической зоны составляет, по ориентировочным оценкам, 1,5-2 трлн долл. США.

Степень разведанности и освоения минерально-сырьевой базы Арктической зоны низка, что не соответствует перспективным возможностям макрорайона, в котором производится продукция, обеспечивающая получение около 11 % национального дохода РФ и позволяющая обеспечить до 22 % объема общероссийского экспорта.

Многие месторождения полезных ископаемых поистине уникальны.

Обширная зона шельфа северных морей РФ с богатыми природными ресурсами вместе с биоресурсами 200-мильной экономической зоны России создают предпосылки для долгосрочных, структурных преобразований, ориентированных на промышленное освоение морской акватории Севера и Арктики.

Согласно докладу Всемирного нефтяного совета (WPC), к 2030 г именно Российская Федерация будет получать 55 % от всех добываемых в Арктической зоне углеводородов.

Добыча нефти на Арктическом шельфе должна возрасти в 3,6 раза, до 2,2 млн баррелей нефтяного эквивалента (бнэ)/ сутки.

Наиболее крупные и значимые уже реализуемые международные проекты в области добычи углеводородов в Арктической зоне хорошо известны — это «Ямал СПГ», «Сахалин-1», «Сахалин-2».

Кроме того, совместно с иностранными компаниями проводятся и геофизические исследования Федынского участка недр и других участков Баренцева моря.

В сентябре 2014 г Роснефть и ExxonMobil в результате разведочных работ в Карском море обнаружили крупнейшее нефтяное месторождение Победа в Арктике.

Прогнозные ресурсы углеводородов именно в наших морях оцениваются более чем в 100 млрд ТНЭ.

В недрах месторождений Баренцева моря содержится 2,8 трлн. м3 газа.

Высока Арктическая зона и по угленосности, в которой общие кондиционные прогнозные ресурсы оцениваются минимально в 780 млрд. тонн, в том числе 599 млрд. тонн энергетических и более 80 млрд. тонн коксующихся углей.

В Арктическом макрорегионе обнаружено более 100 месторождений стратегических металлов, работа уже активно ведется, и не только нами, но и нашими соседями.

В Российской Федерации такие работы ведутся на 40 площадках, в США и Канаде — 20, у Швеции — 10, у Гренландии — 6, у Финляндии — 3.

Российская Федерация открыта для широкого партнерства с нашими партнерами, с другими государствами для реализации крупномасштабных совместных, взаимовыгодных проектов — от освоения природных ресурсов и развития глобальных транспортных коридоров до науки и экологии.


Россия последовательно наращивает свое присутствие в Арктике, и это закономерно для крупнейшей арктической державы.

Строится порт Сабетта, запущен магистральный нефтепровод (МНП) «Заполярье — Пурпе», модернизируется производство в компании Норникель, новые месторождения осваивают Газпром, Роснефть, НОВАТЭК, другие ведущие российские компании.

Параллельно возводится социальная инфраструктура, модернизируется система ЖКХ, вкладываются средства в благоустройство арктических городов и поселков.

В общей сложности в Арктике намечено к реализации несколько десятков перспективных проектов, которые станут «якорными» для развития арктических регионов.

Реализация наших планов потребует согласованных действий государства, бизнеса, регионов.

Важно, чтобы все проекты и принимаемые решения были четко скоординированы, давали максимальный эффект для укрепления экономической и налоговой базы как страны в целом, так и регионов.

Есть госпрограмма социально-экономического развития Арктической зоны России до 2020 г, сформированная в 2014 г.

Эта программа носит чисто аналитический характер, является сводом мероприятий других отраслевых госпрограмм и не может служить финансовым инструментом реализации Стратегии развития Арктической зоны.

Сейчас уже Минэкономразвития работает над актуализацией перечня соответствующих проектов.

Правительство РФ следует ускорить доработку новой редакции госпрограммы социально-экономического развития Арктической зоны России.

Там должны быть предусмотрены новые подходы к развитию частно-государственного партнерства в реализации масштабных инфраструктурных проектов, включая освоение шельфа и повышение конкурентоспособности Северного морского пути (СМП). В полной мере нужно использовать и возможности международной кооперации.

Интерес к работе с РФ нужно подкрепить реальными совместными проектами.

Проект НОВАТЭКа на Ямале с общим объемом финансирования 26 млрд долл. США — общий, с инфраструктурой, переработкой, транспортом, — выглядит очень солидно.

Нужно, чтобы все наши шаги не только укрепляли экономический потенциал России, но и обеспечивали позитивные изменения в качестве жизни людей, в демографическом развитии наших арктических регионов.

Нужно сконцентрировать наши финансовые, административные ресурсы и ускорить подготовку Программы.

Д. Медведев согласился с необходимостью создания новой версии этой Программы с собственным финансированием и завести туда все те инструменты, которые можем использовать для развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК), для развития инфраструктуры в целом, для социального развития.

Минэкономразвития внесло в Правительство проект постановления об изменении этой программы. Правительство представит доклад Президенту о том, что можно было бы в эту программу погрузить, имея в виду перспективу не только до 2020 г.

Здесь многомиллиардные инвестиции и стройки все очень большие, поэтому требуется более дальний взгляд на вещи.

Продолжив, В. Путин заявил о том, что Министерство обороны, Федеральная служба безопасности, ее пограничная составляющая должны реализовать планы для защиты интересов в Арктике, обеспечения нормального функционирования СМП.

Многие объекты Минобороны могли бы быть двойного назначения и должны помогать гражданским службам реализовывать поставленные задачи.

По материалам Neftegas.ru.