Великая Северная экспедиция (1733-1743), «самая дальняя и трудная, и никогда небывалая прежде», по существу объединила несколько экспедиций, которые впервые нанесли на карту берега Северного Ледовитого океана от Архангельска до устья Колымы. Небольшой остров рядом с Таймыром тогда назвали Большой Северо-восточный, а затем — Долгий.

В 1984 году сюда прибыл шведский полярный исследователь Нильс Адольф Эрик Норденшельд, который ничего не знал о том, что остров уже открыт, и дал ему имя шведского предпринимателя Оскара Диксона, финансировавшего экспедицию. «Я надеюсь, что гавань эта, ныне пустая, в короткое время превратится в сборное место для множества кораблей, которые будут способствовать сношениям не только между Европою и Обским и Енисейским речными бассейнами, но и между Европою и Северным Китаем»,- писал Норденшельд.

В 1915 году на острове был поставлен первый домик – радиостанция Н.Вилькицкого для связи с Большой землей. 7 сентября 1915 года в эфире прозвучали её первые позывные. Эту дату принято считать днем основания посёлка Диксон. Тогда же в деревянном амбаре, оставшемся от экспедиции Э.Толля 1901 года, были созданы запасы угля для экспедиций судов «Таймыр» и «Вайгач».

Перед войной Диксон становится настоящими «воротами Арктики». Здесь оборудуется угольная база для пароходов, идущих по трассе Северного морского пути, работает радиогидрометеорологический центр и геофизическая обсерватория.

Во время великой Отечественной войны все конвои, следовавшие через Карское море, формировались на Диксоне. Против них была развернута специальная операция под названием «Wunderland», которая предполагала также и взятие Диксона. Вражеский рейдер линкор «Адмирал Шеер», потопив в неравном бою ледокольный пароход «Александр Сибиряков», направился к острову и был встречен артиллерийским огнем. На море в бой вступил «СКР-19» (ледокольный пароход «Дежнёв»). Мужество и изобретательность членов его команды и маленькой группы людей на острове заставили огромный, хорошо вооруженный корабль отступить.

Когда-то, в начале тридцатых годов, Отто Шмидт предсказал Диксону большое будущее. Так и случилось: 1950-1990 годы стали периодом его расцвета. Посёлок, расположившийся одновременно на материке и острове и разделенный на две части полуторакилометровым проливом, стал центром самого северного в стране Диксоновского района Таймырского автономного округа Красноярского края. На его территории функционировала 31 полярная станция – треть всех арктических станций CCCР. Здесь работали самый северный порт и аэропорт. Диксон рос, строились новые современные жилые дома, административные здания, и специалисты со всего СССР мечтали попасть сюда на работу. В 1985 году в поселке проживало 5 тысяч человек.

90-е годы стали для Диксона, как и для всей Арктики, временем упадка и забвения. Люди стали уезжать на большую землю. Население сократилось до 350 человек.

«Арктическая угольная компания» под управлением УК «ВостокУголь» подарила Диксону новый шанс на возрождение – в 2015 году она начала в этом районе разработку угольного месторождения – первого из планируемых 50 лицензионных участков в Таймырском угольном бассейне. Только на Диксоне запасы угля оцениваются более чем в 10 млрд. тонн. Загрузка Северного морского пути арктическим антрацитом с Диксона уже в 2017 году составит 1 млн. тонн, а в 2018-2019 годах – 5 и 10 млн. тонн соответственно.

На Диксоне создается целый промышленный кластер: строится новый порт, прокладываются дороги, улучшается социальная инфраструктура.

За полтора года население посёлка выросло на 200 человек.