Сегодня свое будущее с Арктикой связывают не только приарктические государства, но и, в той или иной мере, географически весьма удаленные от нее.

Главная причина лежит на поверхности: около 30% природного газа и 13% неразведанных ресурсов нефти находятся в Арктическом регионе, очень заманчивы перспективы освоения арктического шельфа. Конечно, темпы роста ядерной энергетики велики, набирает силу и движение в сторону разработки и использования альтернативных видов энергии, однако по прогнозам специалистов ископаемое топливо будет основным источником энергии как минимум еще около 25-ти лет — до 2040 года.

Арктика — это еще и источник цветных, редких и благородных металлов, каменного угля, а постоянно обновляющиеся биоресурсы составляют её традиционную ценность. Все это вкупе с возможностью использовать моря Северного Ледовитого океана как транспортную артерию привлекает сегодня к Арктике внимание азиатских государств. Пять из них, в которых наблюдается устойчивый экономический рост, а значит — и возрастает потребность в энергоресурсах, очевидно заинтересованы в изучении региона и использовании его богатств: Индия, Китай, Республика Корея, Япония, Сингапур.

Индия. Являясь с 2013 года, как и четыре другие страны, постоянным наблюдателем в Арктическом Совете, Индия сосредотачивает свои интересы прежде всего на проблемах изменения климата, ведь таяние Арктической ледяной шапки угрожает её морской навигации в будущем и, возможно, перенаправит морской трафик от индийских портов. Изменения климата могут также привести к нарушению погодных циклов, оказать влияние на сельское хозяйство, на льды Тибета и Гималаев, которые снабжают питьевой водой целый регион. В то же время Индия выступает с идеей инициации процесса демилитаризации и денуклеаризации Арктического региона, полагая, что США, сосредоточив внимание на Арктическом регионе, ослабят его в Индийском океане, что приведет к перераспределению возможностей хозяйствования в пользу Китая и снижения его зависимости от проходящих вблизи индийского побережья транспортных путей. Будучи заинтересованной в укреплении сотрудничества с Россией, в том числе в сфере энергетики, Индия называет Россию «билетом Индии к энергетическим богатствам Арктики» и считает её учителем для всех стран Азии в Арктическом регионе. Со своей стороны Россия также заинтересована в развитии сотрудничества с Индией в области освоения природных ресурсов в условиях западных санкций.

Китай. Главные интересы Китая в Арктическом регионе сосредоточены в сфере экономики. Изменение климата открывает для него путь к новым ресурсам и новым перспективным маршрутам, способным изменить весь ход мировой торговли. Экономия от перенаправления торговых маршрутов через Севморпуть может составить 60-120 млрд.долл. в год. Приоритетными для этого государства являются инвестиции, развитие торговли и новые геополитические возможности для экономической экспансии. Арктическая политика коррелирует с основными постулатами стратегии «мирного возвышения» Китая и курсом превращения страны в великую морскую державу. У КНР есть три ключевые концепции освоения региона. Первая представляет собой концепцию интернационализации Арктики как общего наследия человечества. Вторая основывается на географической близости Китая к Арктической зоне, которая, по мнению авторов, дает ему особые права на отстаивание своих интересов в регионе. Третья предлагает создание «Северного шелкового пути»: контроль над Арктикой означает контроль над всей мировой экономикой, и в этом случае обе арктические артерии — Северный морской путь и Северо-Западный проход становятся своеобразными «шелковыми путями» для транспортировки китайских товаров в Европу и Северную Америку. Сегодня Китай сосредотачивает значительные ресурсы на развитии научных исследований, арктических экспедициях и строительстве ледоколов: один из них — «Снежный дракон» -еще в августе 2012 года прошел Северным морским путем от Чукотского до Баренцева моря, а второй в настоящее время строится. Китай также заявил о намерении начать разработку технологий конструирования атомных судов для полярных исследований. Россия видит в Китае рынок сбыта своих углеводородов, которые планируется добывать в Арктике, и транзите грузов по Северному морскому пути.

Республика Корея. Стремясь усилить свою роль в Арктике, Корея руководствуется, прежде всего, спросом на энергетические ресурсы, диверсификацией источников углеводородов и минерального сырья. Осуществить реализацию долгосрочной стратегии на арктическом направлении предполагается с помощью укрепления международного сотрудничества в Арктике, развитие научных исследований, создание новых возможностей для бизнеса, влияние на выработку правовых условий освоения Арктики. К реализации стратегии привлечены ведущие профильные центры, а сама стратегия имеет комплексный научно-практический характер, предусматривающий привлечение к проектам широкого круга управленческих, исследовательских и деловых структур. Президент Исландии О.Гримсон назвал арктическую политику Республики Корея моделью для стран, обладающих статусом наблюдателя в Арктическом Совете. Корея имеет крупнейший в мире судостроительный комплекс, который может быть привлечен к реализации российских проектов. Вероятно, что она использует масштабные возможности Северного морского пути для транспортировки своих грузов или будет участвовать в отдельных проектах освоения минеральных и энергетических ресурсов полярной зоны, экологическом мониторинге и мероприятиях по защите климата и арктической природы.

Япония. Не имея собственного выхода в Арктику, Япония проявляет большой интерес к этому региону. Она как крупнейшая мировая держава, которая зависит от свободы мореплавания, стабильности и безопасности морских торговых коммуникаций, может получить, используя преимущества Северного морского пути, значительное сокращение длины своих маршрутов. Интересуют Японию, получающую сегодня 80% нефти с Ближнего Востока по небезопасному южному маршруту, и вопросы энергетической безопасности. Поэтому экономические интересы страны лежат, в первую очередь, в области освоения Северного морского пути и разработки природных ресурсов арктического бассейна — углеводородов и биоресурсов моря. Традиционно Япония, которая в свое время инициировала Киотский протокол, первое глобальное соглашение о защите окружающей среды, придает большое значение глобальному потеплению, изменению климата и тем вызовам, которые связаны с этими процессами. Эксперты в Японии в целом считают, что к безопасной и надежной навигации Арктика пока не готова. У них есть претензии к установленным российской стороной транзитным тарифам, состоянию метеорологических служб и портов и других объектов инфраструктуры на Северном морском пути, а также к соответствию норм и правил международным стандартам.

Сингапур. Интересы этого государства, обладающего вторым по значимости морским портом в мире, в Арктике связаны с жизненно важными для страны факторами и не носят политического характера. Основные мотивы своего присутствия в Арктике Сингапур определяет как защиту окружающей среды (островное государство расположено на небольшой высоте и повышение уровня мирового океана угрожает ему напрямую), обеспечение безопасности, устойчивое экономическое развитие и развитие человеческого капитала. Сингапур интересуют арктические запасы полезных ископаемых, участие в развитии экологически чистых технологий. Это государство уже сейчас разрабатывает первую в мире экологически чистую установку, активно участвует в научно-исследовательской деятельности в Арктике. Опыт Сингапура в строительстве морских портов, ледоколов (сейчас осуществляете строительство трех ледоколов), ледостойких самоподъемных буровых установок является важным фактором для развития совместных с Россией арктических экономических проектов.

 

По материалам Доклада Российского Совета по Международным Делам «Азиатские игроки в Арктике: интересы, возможности, перспективы».