Судно со сложной, но счастливой судьбой — атомоход «Севморпуть» готовится к своему «первому» рейсу. Первому после долгих лет простоя, неизвестности, забвения и даже угрозы уничтожения и резки на металлолом — такова судьба многих единиц флота, как военного, так и гражданского назначения, унаследованного нашей страной от СССР.

Атомный лихтеровоз «Севморпуть» (АЛВ) был спроектирован еще в 1978, заложен в 1984, а сошел со стапелей закрытого завода «Залив» в Керчи в 1988 году. Как часть программы перехода от «очаговых» к комплексным программам развития Севера этот корабль и его близнец (который с развалом СССР так и не был построен) должны были взять на себя обеспечение круглогодичной навигации по Северному морскому пути.

Для решения такого сложного вопроса, как навигация в условиях Арктических льдов, требовались особые характеристики, и новое судно обладало ими в полной мере — ядерная установка обеспечивала практически неограниченное время в пути без необходимости дозаправок, установки для сжигания отходов и очистки сточных вод обеспечивали автономность судна. Обладая возможностью за один раз перевезти 47 единиц 300-тонных лихтеров (плоскодонных контейнеров-барж) или 1336 контейнера, атомоход мог за один рейс обеспечить продовольствием и хозяйственными товарами все население Крайнего Севера.

Водоизмещение почти 62 тонны, высота бортов более 18 метров — больше пятиэтажного дома, атомная турбина, дававшая ход до 20,8 узлов (более 38 км/ч), возможность самостоятельно преодолевать льды толщиной до 1 метра — в свое время этот атомоход поражал воображение, да и в наши дни других судов такого уровня в России нет.

Несмотря на «ледовую» специализацию, далеко не все рейсы АЛВ «Севморпуть» пролегали в Северных морях — первые годы эксплуатации уникальный корабль, способный перевезти и спустить на воду плоскодонные лихтеры, не требующие специальных портовых конструкций и способные пришвартоваться для разгрузки к берегу, участвовал в помощи развивающимся странам, которую оказывал Советский Союз. И в первые навигации судно «Севморпуть» использовалось преимущественно на международных линиях — Вьетнам, Корея, КНДР, Саудовская Аравия.

01

После 1993 года АЛВ «Севморпуть» стал работать по прямому, ледокольному, назначению, перевозя грузы в Северных морях на маршруте Мурманск — Дудинка. За время эксплуатации корабль потребовал всего две «дозаправки» — в 1994 и 2001 гг. (правда, с 1998 по 2001 гг. из-за недостатка средств на закупку топлива судно простаивало).

После развала СССР и сворачивания многих программ, касающихся Арктики и Крайнего Севера, грузооборот на Северном морском пути стал падать, и в 2007 году лихтеровоз, ставший нерентабельным, было решено переоборудовать и превратить в самоходную буровую установку. Через год и это решение было отменено. Сменились также владельцы корабля — Мурманское морское пароходство передало судно «Севморпуть» ФГУП «Атомфлот». Но и у нового хозяина не нашлось работы для уникального судна. Начались годы простоя. В 2012 г. оно было официально выведено из регистра, начались работы по остановке «сердца» корабля — ядерной установки. Поднимался вопрос и о сдаче «на иголки».

Но, к счастью, АЛВ «Севморпуть» не разделил участи многих менее удачливых «собратьев». На новой волне интереса к освоению Арктики возросла потребность в судах, которые могут обеспечить перевозку грузов, помочь в восстановлении военной и хозяйственной инфраструктуры в условиях Крайнего Севера. И в конце 2013 года было принято решение о возвращении в эксплуатацию и начале работ по восстановлению и ремонту корабля, которые продлились до 2015 года. Также были выполнены работы по продлению срока эксплуатации ядерной установки, ремонт, замена и дооснащение инженерных комплексов, оборудования, ходовой и других частей. Ходовые испытания, закончившиеся 1 декабря 2015, подтвердили способность «Севморпути» вернуться в строй.

По различным данным, атомный лихтеровоз будет востребован в снабжении и работах по обеспечению безопасности северных границ, освоении Павловского свинцово-цинкового месторождения на Новой Земле, станет плавучей лабораторией для проведения исследований в области ядерной и экспериментальной физики. Уже этой осенью он выйдет в первый рейс после долгого простоя и забвения. По оценкам специалистов, ресурса «Севморпути» хватит еще на 10-15 лет работы. Он еще послужит целям, для которых когда-то был спроектирован и создан — делу освоения человеком Арктики.