В 21-м веке стало бессмысленно рассуждать о развитии Арктики вообще – она слишком велика и требует огромного количества финансовых и человеческих ресурсов.  Очевидно, что  сегодня, когда Арктика выделена в качестве приоритета государственной политики, необходимо разработать комплексный подход к развитию региона как определяющий фактор его развития.

В новой редакции Государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» предусмотрена подпрограмма «Формирование опорных зон развития и обеспечения их функционирования, создание условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации». Таких зон будет восемь – в каждом из восьми арктических регионов: Кольская, Архангельская, Ненецкая, Воркутинская, Ямало-Ненецкая, Таймыро-Туруханская, Северо-Якутская и Чукотская. Они будут созданы на основе существующего административно-территориального деления, ресурсной базы, исторически сложившейся отраслевой специализации и транспортных узлов, в том числе портов Северного морского пути, а также действующих или готовящихся  инфраструктурных проектов.

Опорные зоны будут решать стратегические задачи по созданию условий для освоения ресурсной базы арктической зоны и российского континентального шельфа, развития транспортной инфраструктуры, завязанной на Северный морской путь как национальную судоходную артерию. При этом они не будут развиваться обособленно – между ними  самими и другими регионами будут выстроены связи, которые позволят вовлечь в арктическую деятельность новые территории. Освоение Арктики станет для России настоящим мега-проектом, национальным интересом и национальной задачей на многие десятилетия.

ВОРКУТИНСКАЯ ОПОРНАЯ ЗОНА

111

Воркутинский геолого-промышленный район располагает самыми большими в Европе запасами угля (около 7 млрд. тонн). Однако Печорский угольный бассейн освоен пока недостаточно.

Опорная зона включает в себя муниципальное образование городского округа «Воркута» (МОГО «Воркута») Республики Коми. Оно занимает площадь 24,2 тыс.кв.км (около 6% территории республики) и включает в себя 15 населенных пунктов.

Воркута – моногород и главный центр добычи угля Печорского угольного бассейна, который является крупной сырьевой базой для металлургической, коксохимической и энергетической промышленности. Градообразующим является угледобывающее предприятие «Воркутауголь» (ПАО «Северсталь»).

Воркута имеет огромный потенциал и возможности разработки новых месторождений Печорского угольного бассейна и Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, а также месторождений металлических и неметаллических ископаемых, которые пока изучены слабо.

112

Сегодня МОГО «Воркута» обеспечивает логистику местной угольной продукции, доставку других полезных ископаемых и промышленных грузов в соседние регионы и в перспективе может стать одним из узлов в системе транспортно-логистической инфраструктуры для освоения и социально-экономического развития Арктики, даже несмотря на то что не имеет прямого выхода к Севморпути. Планируется, что отсюда будет осуществляться доставка полезных ископаемых в порт Сабетта с месторождений, находящихся вне территории Арктической зоны Российской Федерации.
В настоящее время рассматривается ряд инвестиционных проектов, которые могут оказать влияние на социально-экономическое развитие МОГО «Воркута»: строительство автодороги Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар; строительство участка железнодорожной ветки г.Воркута — пос. Усть-Кара, реконструкция аэропорта Воркута и аэродрома «Советский», строительство волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) вдоль берега Северного Ледовитого океана с отводами на населенные пункты Архангельск, Воркута, Усть-Кара, Амдерма для формирования кратчайшего маршрута транзита межконтинентального телекоммуникационного трафика; реализация проекта «Белкомур», который поможет развитию транспортной системы МОГО «Воркута» за счет увеличения железнодорожного грузопотока с территории северного Урала; строительство железнодорожной магистрали Северный широтный ход, в результате чего воркутинский железнодорожный узел станет связующим звеном по перевалке грузов в западном направлении. Синхронизация проектов, распространяющихся или влияющих на социально-экономическое развитие нескольких опорных зон, позволит сформировать единую транспортную сеть Арктической зоны и Севера России.

113

СЕВЕРО-ЯКУТСКАЯ ОПОРНАЯ ЗОНА

Республика Саха (Якутия) – самый крупный по площади (3,2 млн. кв. км) и один из самых богатых по минерально-сырьевым ресурсам субъект Российской Федерации. Административно арктическая территория Якутии состоит из 13-ти улусов, которые занимают 52% площади республики.  При этом в этой зоне проживают всего 69 тыс. человек.

Северная часть Якутии полностью зависит от «северного завоза».  Поэтому принятый за основу «бассейновый подход» к формированию Северо-Якутской опорной зоны, который включает в себя не только морские акватории, но и порты в низовьях северных рек, где производится разгрузка и погрузка судов, обусловлен зависимостью и связью всех арктических и северных территорий Якутии через внутренние водные пути с  Северным морским путем. Предполагается, что в результате развития Северо-Якутской опорной зоны к 2030 году грузооборот составит около 995 тыс. тонн.

01

На территории северных районов Якутии есть залежи углеводородного сырья, особенно на шельфе моря Лаптевых, прогнозные ресурсы которого составляют 5 млрд. тонн условных углеводородов с равным соотношением нефти и газа, и Восточно-Сибирского моря с прогнозными ресурсами 9 млрд. тонн и соотношением нефти и газа 1:2. Есть запасы углеводородов, золота, алмазов, олова, сурьмы, вольфрама и редкоземельных металлов, угля и леса, а  на территории материковой зоны большие запасы уникального ископаемого ресурса – бивней мамонта – около 80% всех российских ресурсов.

Освоение всего этого богатства потребует развитой транспортной инфраструктуры.

11

В Дальневосточном федеральном округе сегодня планируется создание нового международного транспортного коридора на основе интермодального транспортного узла в г.Якутске, а это, в первую очередь, реконструкция, модернизация и развитие морского порта Тикси для использования его в качестве основного базового порта  и пункта управления инфраструктурой восточного участка Северного морского пути.  Порт Тикси расположен близ дельты реки Лены, в одном из труднодоступных участков СМП и является основной базой обеспечения плавания и перевозки грузов на его срединном участке. Тикси определяется также как порт двойного назначения, а это значит, что он будет использоваться и как связующий транспортный узел для деятельности Минобороны в регионе.

12

Всё это потребует уточнения и изменения некоторых правил движения судов, возобновления работы автоматических гидрологических комплексов, постов гидрометеорологического наблюдения, разработки новых методик прогнозирования ледовой обстановки и экстремальных природных явлений.

Из-за климатических особенностей работа внутреннего водного транспорта Ленского бассейна имеет сезонный характер и ограничена сроками навигации: 150 суток (с 15 мая по 10 октября ) в бассейнах рек и 75-80 суток (с 30 июля по 30 сентября) на морских участках. Для Республики САХА (Якутия), жизнеобеспечение которой напрямую зависит от «северного завоза», внутренний водный транспорт не имеет альтернативы. В настоящее время в период навигации им завозится 3 млн. тонн грузов, что составляет 41% грузооборота этого субъекта РФ.  В Арктические районы флотом класса «река-море» доставляется около 400 тыс. тонн. Ежегодные объемы перевозок пассажиров составляют около 300-500 тысяч человек.

С развитием Северо-Якутской опорной зоны нагрузка на флот будет только возрастать. При этом средний возраст судов Ленского бассейна составляет более 37 лет при нормативе 25 лет. Если в советское время  в Ленском бассейне работало три судоверфи, то с 1991 года на территории Якутии не построено ни одного судна. Задачу модернизации флота и строительства судов для обеспечения грузоперевозок внутренним водным транспортом в Ленском речном бассейне  предполагается решить с помощью реконструкции и модернизации Жатайского судоремонтно-судостроительного завода, системообразующего проекта Северо-Якутской опорной зоны АЗ РФ. В результате его осуществления будут обеспечены бесперебойные грузоперевозки внутренним водным транспортом в Ленском бассейне и Арктической зоне РФ за счет обновления флота на современной высокотехнологичной судоверфи.

13