Арктика,  развитие которой на сегодняшний день является важным направлением деятельности, и не только для нашей страны — прекрасный, суровый и очень богатый край. Как известно, в Арктике можно обнаружить практически любой вид природных ресурсов, и добыча полезных ископаемых может вскоре пойти здесь небывалыми темпами. Грамотные стратегии деятельности помогут использовать многие преференции, которые готова сегодня предоставить Арктика.

Под покровом льдов и арктических пустынь сосредоточено до 20% нефтяных и более половины газовых отечественных запасов, месторождения редких металлов, золота, угля и других полезных ископаемых.

Арктика дает приют множеству редких и эндемичных животных, среди которых немало обитателей морских глубин, а также растений и насекомых. Она хранит запасы воды и других природных ресурсов, располагает огромным рекреационным потенциалом.

После перестройки и последовавшего за ней распада СССР благополучное поступательное развитие Арктики резко затормозилось. Исследовательские работы и наблюдения, получившие мощный импульс в советский период, были практически прекращены: было потеряно множество полярных станций, пришли в упадок порты и инфраструктура Северного морского пути, опустели населенные пункты. Однако сегодня происходит возрождение Северного морского пути, а современные стратегии, ориентированные на  развитие Арктики, сулят этому суровому краю новые перспективы.

Перспективы дальнейшего развития этих территорий на международном уровне обсуждаются в рамках Арктического совета — межправительственного форума циркумполярных государств, действующего с 1996 года. В состав Арктического совета входят восемь приарктических стран, некоторые другие государства принимают участие в деятельности Совета в качестве наблюдателей.

Огромную роль в дальнейшем развитии Арктики играет Северный морской путь — единственная магистраль, являющаяся связующим звеном для всех субарктических и арктических районов России.

Необходимо также отметить, что у данной магистрали имеется ряд неоспоримых преимуществ перед другими транспортными маршрутами с востока на запад и с запада на восток. Если прокладывать маршрут по Северному морскому пути, дистанция между портами  может оказаться в два раза короче. В связи с нападениями пиратов на грузовые суда в Аденском заливе, возросшими рисками при доставке грузов и растущими расходами судовладельцев на охрану, стали актуальны другие морские маршруты, среди которых Северный морской путь.
Optimized-ЗФИ 027

Программа развития Арктики

Российские исследования и работы на арктических территориях и Северном морском пути несколько опережают положение дел у соседей по этому региону, но для сохранения преимуществ нужны серьезные шаги, направленные на оптимизацию решений насущных задач. С этой целью в 2010 году был разработан план развития Арктической зоны Российской Федерации (включая будущее северной морской трассы) и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Он рассматривает основные риски и угрозы, приоритетные направления развития, механизмы и этапы реализации поставленных задач:

  • обеспечение военной безопасности, защиты государственной границы (в том числе по Северному морскому пути) и сотрудничество с другими приарктическими государствами;
  • развитие транспортного сообщения, строительство дорог, развитие авиации.
  • развитие связи, спутниковых систем, сети Интернет;
  • стратегия решения экологических проблем;
  • сохранение образа жизни коренных народов и мест их традиционного проживания;
  • освоение минерально-сырьевых ресурсов региона;
  • развитие туризма, включая особенности путешествия по водам региона.

Перспективы развития Арктики

Стратегия совершенствования рисует достаточно благоприятные перспективы на будущее Арктики. На сегодняшний день можно говорить не только о возвращении интереса к арктическому региону, но и о реальных шагах, предпринимаемых для выполнения программы формирования арктических территорий:

  • восстанавливаются полярные станции;
  • возобновлено строительство портов;
  • строятся новые ледоколы;
  • разработана концепция создания контейнеровозов для круглогодичной навигации в условиях Северного морского пути;
  • созданы заповедники и национальные парки, в том числе предлагающие туристические маршруты.

На этом пути пока еще немало проблем, но процесс катализируется растущим интересом к  Арктике со стороны государства, бизнеса, науки и  общества.

Значительное внимание к проблемам развития региона связано с началом с глобального  потепления. Дело в том, что местные акватории могут освобождаться ото льда на срок от одного до нескольких месяцев, а это, в свою очередь, открывает новые возможности для судоходства.

Увеличение срока безледного перемещения по Северному морскому пути позволит создать более выгодные условия для круглогодичного движения морского транспорта, не говоря уже о значительной деловой активности в этой части планеты.

Проблемы развития Арктики

Конечно, проблем на данном направлении немало:

  • сложность проведения и защиты государственных границ в зоне Северного морского пути;
  • суровые климатические условия Арктики;
  • экологическое наследие советского периода: только за первый год работ по экологической реабилитации Арктики собрано порядка 5 тонн техногенных отходов, из них 4,5 тысячи — на островных территориях;
  • сложность в транспортном обеспечении;
  • неудовлетворительное состояние жилищно-коммунальных объектов.

Следует отметить, что проблемы Арктики на сегодняшний день влияют на жизнь людей всего мира. Стратегия освоения этого региона должна быть разработана с учетом международных правовых норм по защите биоресурсов, единственной в своем роде экосистемы, уникального морского и сухопутного мира животных и растений.