Северный морской путь пролегает через четыре моря (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и является кратчайшим путем из Северной Европы и Сибири в Азию. Он имеет длительную многовековую историю, но не имеет единого общепринятого маршрута. В судоходстве Северный морской путь определяется как «навигационно-рекомендованная трасса от Новой Земли до Берингова пролива», а Законодательством Российской Федерации — как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике».

Административные границы Северного морского пути на западе ограничены входами в новоземельские проливы, а также меридианом на севере от мыса Желания и Беринговым проливом на востоке. В более широком смысле Северный морской путь связывает незамерзающий порт Мурманск с портом Провидения и Владивосток и Санкт-Петербургом.

Когда люди делали первые попытки двигаться морем с запада на восток, доподлинно неизвестно, но уже в 13-м веке поморы преодолевали большие участки по морю на своих кочах, а с середины 16-го века мореходы осуществляли плавания не только в европейской, но и в азиатской части северного побережья России.

Идея освоения Северного морского пути была выдвинута М.В.Ломоносовым. По его инициативе была организована полярная экспедиция В.Г.Чичагова для “поиска морского проходу Северным океаном в Камчатку”.

Первое сквозное плавание по Северному морскому пути удалось совершить только в 1878-1879 годах — экспедиция А.Норденшельда с одной зимовкой по пути достигла берегов Чукотки. А в 1914-1915 годах Северным морским путем прошла гидрографическая экспедиция Б.Вилькицкого и П.Новопашенного на ледокольных пароходах “Таймыр и “Вайгач”, но уже в обратную сторону — из Владивостока в Архангельск.

23 апреля 1919 года при российском правительстве был создан Комитет Северного морского пути. Основной задачей первых полярных экспедиций революционной России стала доставка товарови, в первую очередь, хлеба из Сибири, а также укрепление границ и установление советской власти на Севере.

В 1932 году в рамках Второго Международного полярного года была организована экспедиция на ледокольном пароходе “А.Сибиряков”. Судну, хоть и с большим трудом, удалось пройти за одну навигацию путь от Архангельска до Берингова пролива. По результатам плавания “А.Сибирякова” было принято решение о создании новой специальной организации – Главного управления Семорпути (ГУ СМП или Главсевморпуть).

С этого момента, с 17 декабря 1932 года, и началось планомерное освоение главной северной трассы страны. Основными задачами ГУ СМП были определены: “окончательное освоение Северного морского пути от Баренцева моря до Берингова пролива, организация морских, речных и воздушных сообщений, радиосвязи и исследовательских работ в советской Арктике, развитие производительных сил и освоение естественных богатств Крайнего Севера, содействие подъему коренного населения Крайнего Севера и привлечение этого населения к активному участию в социалистическом строительстве”.

В 1934 году состоялось еще одно сквозное плавание Северным морским путем в одну навигацию. Его совершил ледорез “Ф.Литке” с востока на запад.

Трансконтинентальные перелеты, дрейфующая научная станция “Северный полюс”, строительство новых ледоколов, развертывание метеорологичеких станций и обсерваторий – все эти успехи СССР в Арктике ускоряли развитие Севморпути, а Севморпуть стимулировал научно-технический прогресс в высоких широтах.


Все транспорты, двигавшиеся по СМП, не могли миновать Диксон – узловой пункт на арктической трассе. По постановлению ГУ СМП от 22 мая 1934 года здесь начались работы по строительству первых сооружений будущего морского порта. На острове Конус в бухте Диксон было определено место для создания угольной базы длябункеровки судов. В 1935 году причал принял 70 судов, из них 11 морских. Диксон стал перегрузочным портом для ”Норильскстроя”.

Затем строительство основного причала было перенесено на расположенный на материковом побережье мыс Южный бухты
Портовой, так как требования, предъявляемые к бункеровочной базе, расположенной на трассе Севморпути, возросли и остров Конус из-за малых глубин и небольшой площади стал для этих целей непригоден. Строительство нового порта планировали завершить в 1943 году.

В годы Великой Отечественной войны по Северному морскому пути прошли сотни судов, которые перевезли более 4 млн. тонн грузов. Для их безопасной доставки организовывались морские конвои, а также защита с моря и воздуха. Продолжалось снабжение флота углем через арктические порты Нарьян-Мара, Игарки, Дудинки, Диксона, Тикси, переведенных как подразделения ГУ СМП на военное положение.

Послевоенные годы – золотое время Арктики. Один за другим строились ледоколы — только атомных ледоколов в советский послевоенный период было построено семь. Первый из них — “Ленин” — начал работать на трассе СМП в 1960 году.

Промышленный подъем, строительство новых добывающих и перерабатывающих комбинатов – все это требовало мощного рывка в судостроении и обустройстве портов. Самым важным в это время становится Диксон, который остается основной бункеровочной базой в Западной Арктике до 1958 года. Затем он утрачивает это свое значение, но приобретает новое: в 60-е Диксон становится местом формирования морских караванов и бункеровки судов уже жидким топливом и пресной водой, снабжения их продовольствием. Диксон превращается в базовый порт СМП, транспортно-распределительный
узел для перевалки и доставки разнообразных грузов для полярных станций и множества других объектов бассейна Карского моря. Диксон по праву называют “воротами Арктики”.

Практически до 90-х годов 20-го века администрацией СМП успешно выполнялись задачи по доставке народнохозяйственных грузов в арктические регионы России. Порты Северного морского пути стали главными звеньями коммуникации с “большой землей”, пунктами доставки грузов и вывоза продукции, Для некоторых из них, например,
побережья Якутии и Чукотки, Северный морской путь быледиственной магистралью, по которой осуществлялось снабжение
товарами.

Существует ли альтернатива Северному морскому пути? Конечно. Это транспортные коммуникации, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Но если расстояние, которое проходит судно, например, из Мурманска в Иокогаму через Суэцкий канал, составит 12 840 морских миль, то Северным морским путём ему придется пройти только 5770 морских миль. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс.
км, а через Суэцкий канал надо пройти на 8 тыс. км больше. Так что выгоды для транспортировки грузов, даже если учесть необходимые для проводки судов во льдах ледоколы, очевидны.

Северный морской путь сегодня постепенно превращается в торговый маршрут с большими перспективами.

По данным на 1 декабря 2016 года, по Северному морскому пути было перевезено 6,9 млн тонн груза, что стало рекордом за всю историю существования этого транспортного коридора, даже если учитывать показатели за советский период.

В этих условиях порт Диксон уже в ближайшее время сможет частично вернуть свое утраченное значение на Северном морском пути. Сейчас ежегодный грузооборот порта составляет всего 11,5 тыс.тонн, то есть мощности используются менее чем на 10%. Если старый порт будет модернизирован, а также рядом появится новый (“Чайка”), строительство которого осуществляет компания “ВостокУголь”, Диксон сможет принимать иностранные суда, следующие арктическими
маршрутами, обеспечивать их водой, топливом, а также сменой экипажей.

В настоящее время в связи с началом освоения арктических месторождений, развитием транзитного судоходства, ростом числа экспедиционных и туристических рейсов в Арктику, значение СМП значительно возросло. Сейчас решается задача экономического развития Арктического региона при условии сохранения уникальной природы Арктики. Работа идет в разных направлениях: в сфере законодательного регулирования, развития инфраструктуры СМП, совершенствования тарифного регулирования и организации плавания судов в акватории СМП.

В начале 2013 года вступил в силу закон о Северном морском пути, впервые законодательно были установлены границы его акватории. Полномочия по организации плавания судов в акватории Северного морского пути возложены на Администрацию Северного морского пути, которая была образована в марте 2013 года Распоряжением правительства РФ.