Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР, англ. The Barents Euro-Arctic Council, BEAC) был создан в 1993 году как орган межправительственного взаимодействия России, Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии, Швеции и Комиссии Европейских сообществ в интересах обеспечения устойчивого развития региона, расширения двустороннего и многостороннего сотрудничества в области экономики, торговли, науки и техники, окружающей среды и развития транспортной инфраструктуры.

01

История

Учреждение новой организации было инициировано Норвегией и Россией 8 марта 1992 года, когда в Осло состоялась встреча министров иностранных дел двух стран, на которой был подписан совместный протокол о рабочей программе контактов и сотрудничества. В нём государства подчеркнули заинтересованность в развитии экономического сотрудничества между своими северными регионами. Само понятие «Баренцев регион» было введено в международный оборот 24 апреля 1992 года в Тромсё, когда его в своей речи употребил министр иностранных дел Норвегии Торвальд Столтенберг. Политик так сформулировал общую задачу: «Контакты ведут к безопасности».

Благодаря усилиям специально созданной рабочей группы и при поддержке региональных и федеральных властей, в первую очередь МИД России, Норвегии, Швеции и Финляндии, 11 января 1993 года в Киркенесе (Норвегия) была подписана «Декларация о сотрудничестве в Баренцевом/Евроарктическом регионе», или, иначе, «Киркинесская декларация», ставшая основой «Баренцева сотрудничества». В преамбуле Декларации участники выразили желание поддержать давнее стремление народов в Баренц-Евро-Арктическом регионе к дружбе и сотрудничеству и подчеркнули фундаментальное значение исторических изменений, вызванных концом идеологической и военной конфронтации в Европе. Они приветствовали первоначальные шаги, предпринятые на местном и региональном уровнях на пути расширения сотрудничества.

В Декларации страны-основательницы особо подчёркивали, что создаваемый Совет принимает все ранее заключённые соглашения, касающиеся охраны окружающей среды, и назвали это направление одним из основных приоритетов своей работы. В документе было также прописано, что страны создадут строгие правила работы в Арктике, направленные на предотвращение возможных техногенных и экологических аварий, обозначат критерии использования природных ресурсов. Отдельно оговаривались вопросы, связанные с радиационной безопасностью.

В соответствии с экономической частью Декларации, государства сообщали о своих намерениях развивать торговлю, увеличивать потоки инвестиций в Арктику через свои регионы и совместные проекты, укреплять промышленное сотрудничество и так далее. Министры указывали на важность расширения не только межправительственных связей, но и взаимодействия на уровне отдельных компаний и корпораций. Сообщалось также о важности сокращения энергетических издержек и переходе на иные источники энергии.

В Декларации говорилось, что научное и технологическое сотрудничество и обмен опытом должны помочь странам Баренцева/Евроарктического региона преодолеть его основные проблемы. Основной упор должен был быть сделан на технологии для работы в условиях сурового арктического климата, а главными направлениями назывались: геология, океанография, атмосферные наблюдения, экология и защита окружающей среды, строительство, рыболовство, аквакультура, лесоводство, горное дело, шельфовые работы, а также транспорт и коммуникации в их «арктической» специфике.

Согласно Декларации, развитие туризма является  одной из приоритетных задач. Он должен стать основой для дружественных связей между населением стран-участниц и одной из существенных статей дохода региона.

Стоит отметить, что Баренцев/Евроарктический регион является таким же искусственным конструктом, как, например, Североатлантический или Азиатско-Тихоокеанский регионы. Все они были сформированы для обоснования создания соответствующих организаций, упрощения и упрочения межгосударственных отношений в них и реализации политических целей.

02

Состав и принципы работы

Провозглашённой целью Совета Баренцева/Евроарктического региона является содействие устойчивому развитию, двустороннему и многостороннему сотрудничеству в области экономики, торговли, науки и техники, окружающей среды, инфраструктуры, образования и культурных обменов, туризма, а также реализации проектов, направленных на улучшение положения коренного населения Севера.

Совет собирается раз в два года на уровне министров иностранных дел, в конце срока председательства одной из следующих стран: Норвегии, Финляндии, России и Швеции. Председательство в Совете базируется на двухгодичной ротационной основе. Так, Швеция в очередной раз возглавила СБЕР 19 октября 2017 года на 16-м съезде, проходившем в Архангельске, приняв полномочия от России. Следующей на этом посту станет Норвегия (2019-2021). Все решения на съездах принимаются на основе консенсуса (единогласным голосованием).

03

Структурными подразделениями СБЕР также являются:

— Региональный совет, в который входят руководители административных единиц, образующих Баренцев регион;

— Комитет старших должностных лиц;

— Представители коренного населения региона;

— Объединённые рабочие группы по культуре, здравоохранению и связанным с ним социальным вопросам, энергетике, образованию и научным исследованиям, туризму.

Региональный совет разрабатывает так называемую «Баренцеву программу сотрудничества». В Программу входят проекты по следующим основным направлениям: развитие промышленности и инфраструктуры, повышение квалификации кадров и образование, охрана окружающей среды и здравоохранение, благосостояние и культура, коренные народы. Комитет старших должностных лиц готовит сессии министров, осуществляет текущую деятельность СБЕР, курирует рабочие группы Совета. В СБЕР действуют рабочие группы по экономическому сотрудничеству, экологии, энергетике, Северному морскому пути, молодёжной политике. Под эгидой рабочей группы по экономическому сотрудничеству функционируют целевые группы по преодолению торговых барьеров и по лесному хозяйству.

Постоянными членами СБЕР являются 6 государств – Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и Европейская комиссия. Члены Регионального совета: Финляндия – Кайнуу, Лапландия, Оулу; Норвегия – Финнмарк, Нордланд, Тромс; Россия – Архангельская область, Карелия, Республика Коми, Мурманская область, Ямало-Ненецкий автономный округ; Швеция – Норрботтен, Вестерботтен. Наблюдатели: Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Нидерланды, Польша, Великобритания, Соединённые Штаты Америки. Наблюдателями в составной части СБЕР – Региональном совете – являются: Совет христианских церквей Баренцева региона, Парламентская Ассоциация Северо-Запада России (ПАСЗР).

04

Транспорт

Одним из ключевых направлений деятельности СБЕР являются проблемы транспортной инфраструктуры, столь важной для обширных пространств Севера. 10 сентября 1996 года в Архангельске представителями стран-членов СБЕР было подписано Совместное заявление министров транспорта стран Баренцева/Евроарктического региона, ставшее отправной точкой для работы в данном направлении. Желание развивать эту тему было закреплено в 1998 году в Хельсинки на Третьей Паневропейской конференции по вопросам транспорта, на которой будущая транспортная зона СБЕР была включена в соответствующие планы Европейского Союза.

Основным документом в области транспорта для СБЕР стал подписанный в мае 1998 года в Копенгагене Меморандум о взаимопонимании по развитию Баренцевой/Евроарктической транспортной зоны (БЕАТА, англ. Barents Euro-Arctic Transport Area, BEATA). Был сформирован Руководящий комитет СБЕР по развитию БЕАТА, координирующий вопросы международного взаимодействия при реализации региональных проектов в области железнодорожного, автомобильного, воздушного и морского транспорта, модернизации дорог и пограничных пунктов.

Министерство транспорта РФ в своих докладах отмечает, что основная цель БЕАТА — создание в регионе интегрированной транспортной системы — не может быть успешно реализована без развития трансграничного сотрудничества, в рамках которого оборудуются пограничные пункты для пропуска граждан, транспортных средств и товаров, облегчается визовый режим, улучшается инфраструктура приграничных районов.

На заседании Руководящего комитета БЕАТА, проходившего 22-23 мая 2012 года в норвежском городе Тромсё, было принято решение о разработке проекта Совместного транспортного плана Баренцева региона, включённого в существующие стратегии и целевые программы стран-участниц СБЕР и отвечающего их национальным приоритетам.

Россия и Совет Баренцева/Евроарктического региона

Как было отмечено выше, Россия занимала место председателя в СБЕР в 2015-2017 годах, передав на 16-й сессии Совета Баренцева/Евроарктического региона, проходившей 18-19 октября 2017 года в Архангельске, свои полномочия Швеции. Прежде Россия также возглавляла организацию в 2007-2009 годах.

05

Открывая заседание, министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал: «Баренцев регион – самый густонаселённый и наиболее экономически развитый район Арктики, обладающий богатой ресурсной и научно-инновационной базой. Опыт приграничного сотрудничества здесь не имеет аналогов. За без малого четверть века своей деятельности СБЕР успешно продвигает объединительную повестку дня, утвердился в качестве востребованной структуры межгосударственного взаимодействия, вносит значительный вклад в сохранение Севера Европы в качестве зоны стабильности и добрососедства». Министр добавил, что обеспечение устойчивого развития всего региона, создание комфортных условий для проживания граждан должны оставаться приоритетами функционирования СБЕР.  Он также подчеркнул, что особое внимание должно уделяться использованию богатейшего ресурсного потенциала региона, соблюдению экологических стандартов, учёту интересов коренных народов. Лавров отметил, что наряду с этими целями в фокусе российского председательства были вопросы развития транспортной и логистической инфраструктуры, защиты окружающей среды, адекватного реагирования на изменения климата, расширения культурных и туристических обменов.

11 марта 2016 года в МИД России состоялось заседание рабочей группы по международному сотрудничеству Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. На заседании были рассмотрены практические аспекты председательства России в Совете Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) в 2015-2017 гг. Особое внимание было уделено ходу реализации заинтересованными федеральными и региональными органами исполнительной власти Российской Федерации программы председательства, приоритеты которой были подчинены задачам содействия устойчивому социально-экономическому развитию субъектов Северо-Запада. Акцент был сделан на необходимости создания современной инфраструктуры, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона при рациональном использовании научно-инновационного и ресурсного потенциала, соблюдении экологических требований и учёте интересов коренных народов. На совещании также  была отмечена важность противодействия попыткам политизации международного взаимодействия в Баренцевом/Евроарктическом регионе и сохранения СБЕР в качестве инструмента, генерирующего объединительную повестку дня. Были обсуждены и меры по усилению координации деятельности российских министерств и ведомств в рамках реализации программы председательства, определены первоочередные шаги по продвижению национальных интересов России при развитии международного взаимодействия в Баренцевом/Евроарктическом регионе.

Одним из центральных событий периода российского председательства стала встреча министров СБЕР и приуроченное к ней совещание Руководящего комитета БЕАТА, проходившие 20-21 июня 2016 года в Архангельске. По итогам встреч 21 июня была принята Совместная декларация о развитии транспорта в Баренцевом регионе (англ. Joint Declaration on Transport Development in the Barents Region 2016). В декларации подтверждается поддержка дальнейшей работы Руководящего комитета БЕАТА над проектом Совместного транспортного плана Баренцева региона, развития синергии транспортного и туристического секторов, сотрудничества в сфере интеллектуальных транспортных систем и профессиональной подготовки для нужд транспортной отрасли Арктического региона. В подписанном документе главы делегаций также подчёркивают, что транспорт играет важную роль в экономическом и социальном развитии Баренцева региона. Отмечается, что развитие транспортной инфраструктуры и совместные проекты в сфере транспорта, логистики и коммуникаций должны дать мощный толчок росту объёмов торговли, а также бизнесу и туризму в Баренцевом регионе.

Стоит отметить, что разрабатываемый план предусматривает формирование в Баренцевом регионе 16 трансграничных коридоров железнодорожного, автомобильного и морского видов сообщения. Семь из них проходят по территории России. Рассматривается также вопрос развития сети авиасообщения на севере Европы с задействованием аэропортов Архангельска, Мурманска, Киркинеса, Тромсё.

Значимым достижением стало завершение в сентябре 2017 г. реконструкции дороги «Кола» на участке Мурманск-Никель-Киркенес.

Правительством РФ в 2016 году было принято решение о введении в Мурманске и Архангельске 72-часового безвизового режима для пассажиров круизных лайнеров. Эта мера должна позволить усилить туристическую активность на российском Севере, которая, в свою очередь, преумножит контакты между жителями региона, привлечёт инвестиции и даст возможность создать новые рабочие места.

Важной вехой в развитии отношений стран-членов СБЕР в сфере бизнеса стали две ежегодные Мурманские международные деловые недели, прошедшие в рамках российского председательства в СБЕР в ноябре 2015 и 2016 годов. Они явились удобной площадкой для развития трансграничного делового сотрудничества и выработки совместных подходов к экономической деятельности на европейском Севере.

По итогам встречи министров культуры СБЕР, прошедшей в ноябре 2016 года в Москве, было принято решение об учреждении Баренцевой стипендии в области культуры. Стипендия будет вручаться каждые два года молодым деятелям искусства и творческим коллективам. Первая церемония состоялась на 16-й сессии Совета.

В российской Сортавале в ноябре 2015 года прошла встреча министров охраны окружающей среды стран-членов СБЕР, по итогам которой была принята совместная декларация. Были констатированы успехи в ликвидации экологических «горячих точек» в Баренцевом регионе. Важным результатом стала разработка новой редакции «Плана для Баренцева сотрудничества в связи с изменением климата». Министры высоко оценили природоохранную деятельность в Баренцевом регионе экологического партнёрства «Северного измерения» и «Северной природоохранной финансовой корпорации». Также в сентябре 2017 года в Архангельске прошёл и «Лесной форум Баренцева региона», давший свои рекомендации для дальнейшего взаимодействия.

Особое значение для СБЕР имеет совершенствование трансграничного взаимодействия в деле реагирования на чрезвычайные ситуации, так как Баренцев регион представляет собой обширную малонаселённую территорию с суровыми климатическими условиями, где ближайшие службы спасения часто находятся в другой стране. В связи с этим, в сентябре 2017 года в Карелии прошли очередные международные учения «Баренц-рескью-2017», в которых приняли участие около 750 специалистов из России, Норвегии, Финляндии и Швеции.

Одним из заметных событий российского председательства в СБЕР стало проведение по её инициативе «Первого Саммита коренных народов Баренцева региона», прошедшего в Москве в апреле 2017 года. По общей оценке, его итоги внесли полезный вклад в выстраивание равноправного диалога между коренными народами и органами власти. Россия предложила сделать такие саммиты традицией и перевести работу в этом направлении на системную основу.

По предложению России в Совместную декларацию СБЕР был включён вопрос создания в будущем регионального форума высокого уровня («Баренцев Давос») для обсуждения всей Баренцевой повестки дня с акцентом на устойчивое социально-экономическое и экологическое развитие региона. Предполагается, что на этой постоянной дискуссионной площадке будут собираться представители политических, деловых, научных кругов, а также  СМИ.

Как сообщает Министерство иностранных дел Российской Федерации, всего за время последнего российского председательства в СБЕР было реализовано более 80 мероприятий. По оценке министерства, удалось укрепить координацию между всеми участниками региона. Важным шагом стало проведение в апреле 2017 г. в Москве первой встречи с участием всех основных структур СБЕР, включая Международный Баренцев секретариат и руководителей всех 16 рабочих групп.

В своей речи на открытии 16-й сессии СБЕР Сергей Лавров сказал следующее: «Уникальной чертой Баренцева процесса остаётся его «двухэтажная» структура: взаимодействие осуществляется не только между правительствами, но и на уровне административно-территориальных образований в рамках Баренцева регионального совета (БРС). Это позволяет оптимальным образом сочетать приоритеты государств с потребностями отдельных регионов в интересах проживающих там людей».

06

 Так как Швеция заявила, что одним из основных векторов её председательства в 2017-2019 годах будут вопросы молодёжной политики, Россия выдвинула предложение сформировать в Совете молодёжный форум на уровне правительств и территориально-муниципальных образований.

Завершая Архангельскую сессию, российский министр пожелал успехов, всяческих достижений и новых инициатив Швеции и норвежскому Финнмарку, которые возглавили Советы, и указал на «хорошие перспективы сотрудничества на Севере Европы». «Отрадно, что у нас общие цели – укреплять устойчивое развитие северных территорий, повышать качество жизни граждан, разрабатывать природные ресурсы без ущерба для арктической природы. Понятно, что все эти задачи можно решать лишь путём сопряжения усилий всех участников Баренцева процесса», — отметил Лавров.

2018 год станет юбилейным для организации: Совет Баренцева/Евроарктического региона отпразднует своё 25-летие.