БУДУЩЕЕ АРКТИКИ.РФ

Северный морской путь

Северный морской путь – главная транспортная артерия России

Северный морской путь пролегает через четыре моря (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и является кратчайшим путем из Северной Европы и Сибири в Азию. Он имеет длительную многовековую историю, но не имеет единого общепринятого маршрута. В судоходстве Северный морской путь определяется как «навигационно-рекомендованная трасса от Новой Земли до Берингова пролива», а Законодательством Российской Федерации — как «исторически […]

Что такое Северный морской путь и чем занимается Федеральное государственное казённое учреждение «Администрация Северного морского пути»

Рассказывает первый заместитель руководителя Николай Монько. О Северном морском пути Законодательством дано определение: Северный морской путь – это исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике. И для этого у нас есть все основания, поскольку с середины 16-го века русские мореходы осуществляли плавания не только в европейской части, но и в азиатской части северного […]

Откуда начинается и где проходит Северный морской путь

Северный морской путь на западе начинается в проливах архипелага Новая Земля и ограничен меридианом, проходящим на север от мыса Желания, проходит через моря Ледовитого океана и Берингово (район Тихого океана). Конечная точка пути – бухта Провидения. Протяженность всего маршрута (от пролива Карские Ворота до бухты Провидения) в общей сложности составляет около 5600 км. Полностью первый […]

Перспективы развития Северного морского пути

В арктических широтах единственной магистралью, которая связывает субарктические и арктические районы, является Северный морской путь. Он оказывает большое влияние на развитие российского Севера в целом. Это целая транспортная система, в комплекс которой входят и все многочисленные реки, впадающие в Северный Ледовитый океан. Как считают некоторые эксперты, перспективы развития СМП во многом связаны с тем, что […]

Трассы Северного морского пути

В Арктике России принадлежит довольно большая часть территорий. Через них проходит уникальная перспективная трасса Северного морского пути. Она является связующим звеном между портами дальневосточной и европейской части страны, а начало берет с Карских Ворот, заканчиваясь в Бухте Провидения. В общей сложности протяженность Северного морского пути составляет около 5600 км. Окончательную разведку северной магистрали произвела Гидрографическая […]

Какой порт Северного морского пути является незамерзающим?

Транспортные возможности передвижения по Арктическому региону уже давно освоены Россией. Здесь находятся несколько ключевых портов. Между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Северной Европой Северный морской путь является наиболее короткой дорогой. Он позволяет сократить расстояние на 3860 морских миль. Это очень выгодно, поскольку уменьшает цену за доставку грузов и время следования по морской трассе – 20 дней вместо […]

Северный морской путь. Что это такое?

Северный морской путь пролегает через четыре моря и является кратчайшим путем из Северной Европы и Сибири в Азию. Он имеет длительную многовековую историю, но не имеет единого общепринятого маршрута. В судоходстве он определяется как «навигационно-рекомендованная трасса от Новой Земли до Берингова пролива», а Законодательством Российской Федерации — как «истори¬чески сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России […]

line

Морская транспортная трасса Арктических морей (Чукотское, Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых) и Берингова моря вдоль Северного Евразийского побережья – это Северный морской путь. Его история своими корнями уходит в глубину веков и тесно связана с исследовательскими путешествиями и экспедициями по Арктическому региону.

Самые первые документальные подтверждения попыток открытия и освоения морской трассы севера относятся к XVI веку. Развитие торговли побуждало европейских купцов искать наиболее безопасные пути в Азию, поскольку по суше передвигаться было непросто по причине частых военных столкновений и грабежей торговых караванов.

В 1553 году состоялась экспедиция сэра Хью Уиллоуби, который среди европейцев считается пионером освоения СМП. Однако существенного успеха ни он, ни его последователи не достигли – льды для кораблей становились могилой. Дальше Новой Земли в направлении на Восток добраться не удавалось.

Проход по Северо-Восточной магистрали искали довольно энергично еще примерно на протяжении столетия, а потом на 250 лет европейцы прекратили поиски. Начало нового всплеска интереса к Арктике относится уже к середине XIX века. История освоения северной магистрали этого периода связывают с именем шведа Эрика Норденшельда, который в течение одной навигации прошел Северную часть Евразии, обогнув мыс Челюскина с зимовкой у берегов Чукотки.

Этот морской маршрут повторил Нансен в 1893 году, позже – русский исследователь Толль. Для властей была очевидна экономическая выгода развития Северной трассы, которая бы связала отдаленные районы, пройдя между Мурманском и Владивостоком. Строительство паровых судов, изобретение радио и появление ледоколов позволили освоению Арктики вступить в новую фазу.

Датой открытия Северного морского пути считается 17 декабря 1932 г., когда экспедиция О.Шмидта на ледоколе полностью прошла по этому пути за одну навигацию. По ее итогам Постановлением СНК СССР был образован «Главсевморпуть».

line

Освоение Северного морского пути

news5

История открытия и освоения Северного морского пути началась еще в каменном веке, когда было положено начало мореплаванию в арктических водах. Правда, на том этапе путешествия были ограничены пределами полосы берега, поскольку все, что было в распоряжении людей на тот момент – это лодка, гарпун и каменный топор.

До начала прошлого века всем известная магистраль носила название Северо-Восточного морского прохода. О возможности практического использования данного пути в 1525 году высказывался русский дипломат Д.Герасимов. В историю вписан также поход казака из Якутии Семена Дежнева, доказавший существование пути по морю из Северного Ледовитого океана в Тихий.

В изучение возможностей прохода в ледовых морях огромный вклад внес М.Ломоносов. Ему принадлежит гипотеза о наличии генерального дрейфа льдов Арктического бассейна Восточно-Западного направления, систематизация льдов (во многом похожая на сегодняшнюю). Помимо этого Ломоносов занимался вопросами изучения Северного Ледовитого океана.

История этого периода ознаменовалась также камчатскими экспедициями Беринга, новоземельскими Циволько, Пахтусова, Литке, высокоширотным путешествием Чичагова, Северо — Восточным Биллингса — Сарычева и пр.

В начале ХХ века были организованы первые научные экспедиции, прошедшие Северным морским путем: экспедиция на первом линейном ледоколе «Ермак», полярные экспедиции на шхунах «Заря» и «Святая Анна», полюсная экспедиция «Святого Фоки» под руководством Седова и ряд других. Прошла по этому же пути и гидрографическая экспедиция Вилькицкого на ледоколах «Вайгач» и «Таймыр», открывшая в 1913 году Северную Землю. Суда прошли в восточном и западном направлениях и после зимовки в сентябре 1915 года дошли до Архангельска.

Организованное освоение морских путей во льдах Арктики продолжилось и после 1917 года. С успехом были осуществлены экспедиции, которые подготовили возможность развития СМП как ключевой магистрали Северного региона и созданы первые порты северного морского пути.

Что касается интересов западных держав, этот путь для них интересен, прежде всего, как возможность транспортировать минеральное сырье из Арктического региона, к тому же данный путь короче, чем через Суэцкий канал. Экономическая выгода состоит еще и в том, что в случае использования СМП исключаются риски, связанные с опасностью нападения пиратов в районе Суэцкого канала.

Однако, для эффективности функционирования Северного морского пути требуется немало вложений и создание определенной инфраструктуры.

line

История развития Северного морского пути

Ледовые пути Арктики – экономически и стратегически перспективная и важная артерия на территории России в Арктике. Он вызывает большой интерес как отечественных, так и зарубежных специалистов.

Новый этап развития Северного морского пути начался после 1917 года. Советское государство уделяло ему большое внимание. Так, в 30-е годы прошлого века освоение СМП, вместе с созданием ледоколов, обошлись государству в миллиарды рублей.

Но успех перехода не оценили ни европейские капиталисты, ни правительство царской России, отказавшиеся серьезно финансировать этот проект. По причине отсутствия необходимой инфраструктуры не привлекли к себе должного внимания и ежегодные Колымские рейсы, совершавшиеся силами одного парохода из Владивостока на Колыму с 1911 года.

Освоение СМП с научной целью в этот период осуществлялось в основном русскими: ледокол «Ермак» под руководством С.Макарова; шхуна «Заря» Э.Толля; шхуна «Святая Анна» под командованием Г.Брусилова; корабль «Геркулес» В.Русанова; шхуна «Святой Фока» под управлением Г.Седова; ледоколы «Вайгач» и «Таймыр» под руководством Б.Вилькицкого и др.

Среди иностранных исследований Северного морского пути можно отметить путешествие американской шхуны «Жаннетта» под командованием Де-Лонга, норвежской на судне «Фрам» под руководством Ф.Нансена. Норвежский корабль «Мод» под началом А.Амундсена прошел полностью весь морской ледовый маршрут с зимовками у побережий Чукотки и Таймыра.

За десять лет было создано несколько портов: Певек, Игарка, Диксон, Провидения и т.д. Составлялись навигационные карты и лоции, отправлялись гидрографические экспедиции для изучения особенностей пути в Арктических льдах и пр.

В 1970 году была создана Администрация СМП при Министерстве морского флота. Среди задач, стоявших перед ней, было создание структуры арктического судоходства, обеспечение безопасности и экологический надзор. Кроме того, для развития Северного морского пути государственный надзор за его рациональным использованием предполагался в качестве обязательного.

Налаженная система была разрушена в 90-е годы прошлого века. Интерес к Северному морскому пути со стороны иностранных держав стал активно проявляться с 1999 года. Российское государство, со своей стороны, в настоящий момент также активно ведет работы по созданию инфраструктуры и дальнейшему освоению Арктического региона.

Авторизация

Регистрация

Пароль не введен

Генерация пароля