Арктика – расположенные за Полярным кругом территории нескольких стран, на которых сосредоточены колоссальные ресурсы, что делает её весьма привлекательной не только для арктических, но и для многих других государств, заинтересованных в освоении её богатств.

Арктика всегда входила в сферу государственных интересов Российской Федерации. Этот регион важен для нас в экономическом и геополитическом отношениях. Здесь сосредоточена треть общемировых запасов углеводородов, а Северный морской путь является удобной транспортной артерией для перевозки хозяйственных, стратегических и военных грузов.

1

Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности

В 90-е годы XX века развитию Арктики в нашей стране уделяли мало внимания. Здесь не было ни одной дрейфующей станции, научные исследования были практически свёрнуты, ледоколы постепенно приходили в негодность или стали обслуживать иностранных туристов. Однако Арктическая зона не переставала быть стратегическим регионом и основой национальной безопасности, несмотря на все трудности, которые переживала страна. Она остаётся такой сегодня, в условиях, когда ядерные боеголовки могут достичь любой точки земного шара за несколько минут, а ситуация в мире становится всё более напряженной.

В 2000-х годах Россия постепенно стала возвращаться в Арктику, год от года наращивая там своё присутствие, восстанавливая утраченное, создавая новое в соответствии с новыми условиями существования в изменившемся мире. С учётом всех этих факторов в 2013 году была утверждена Стратегия развития Арктической зоны на период до 2020 года, основные приоритеты которой:

  1. эффективное использование ресурсов Севера;
  2. улучшение жизни людей;
  3. превращение Севморпути в транспортную магистраль национального значения;
  4. более рациональное государственное управление.

Стратегия затрагивает глобальные вопросы, которые должны решаться на законодательном и исполнительном уровнях. Она предусматривает перестройку работы органов государственного управления, разработку новых законов и механизмов их исполнения. Предусмотрено даже изменение статистической отчетности, чтобы можно было отследить развитие Арктики в цифрах и процентах.

Особое внимание уделено вопросам национальной безопасности. Для ее обеспечения запланировано пересмотреть задачи оборонного комплекса, создать единую систему охраны морских портов, повысить эффективность мер по защите от внешних угроз, а также предотвращению террористических атак.

Чтобы наметить конкретные шаги по реализации стратегических планов и задач, Государственной программой «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», которая является основным механизмом реализации Стратегии, предусмотрены три основные подпрограммы. Первая направлена на создание так называемых опорных зон, которые призваны стать базой для социального и экономического возрождения региона; вторая оговаривает вопросы развития Севморпути и обеспечения регулярного судоходства; третья касается развития реальных секторов экономики, внедрения инновационных технологий при освоении арктических богатств.

Реализация и финансирование Программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»

В сентябре 2017 года была принята новая редакция Программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», в которой срок исполнения увеличен на 5 лет, а также предполагается выделение дополнительного финансирования в размере 150 млрд. рублей. Приоритетными задачами являются: разработка континентального шельфа с помощью новых технологий и привлечение бизнесменов к решению основных вопросов реализации Программы. Также в числе главных называются вопросы экологии, особенно при строительстве и вводе новых промышленных объектов.

Таким образом Программа в её актуальной редакции разбита на три этапа: первый уже позади; реализация третьего – начнется в 2021 году. Если первые три года были посвящены в основном решению организационных вопросов, то в текущем году предусмотрено выделение из Федерального бюджета почти 800 тыс. рублей. Далее ежегодно сумма будет расти и в 2025 году составит почти 26 млн. рублей.

У Программы есть качественные и количественные показатели, которые должны быть достигнуты поэтапно. Среди них:

  • повышение доли товаров, произведенных на предприятиях Арктического бассейна, в общем ВВП России;
  • снижение уровня использования радиоэлектронного оборудования импортного производства;
  • рост доли наукоемких инновационных товаров и услуг;
  • повышение достоверности метеорологических прогнозов (это необходимо для обеспечения бесперебойного транспортного потока и безопасности людей).

Задача правительства при выполнении этой программы — осуществлять контроль за её выполнением и достижением намеченных показателей. В 2015 году с целью защиты национальных интересов РФ в Арктике и повышения эффективности управления Арктическим регионом была создана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики, в рамках которой организованы рабочие группы по основным направлениям деятельности комиссии.

Решение экологических проблем в Арктической зоне

За последние 20-30 лет в Арктике произошли поистине драматические изменения. Ученые бьют тревогу: наблюдения из космоса за северной ледовой шапкой Земли говорят о том, что лёд, покрывающий океан, истончается — глобальное потепление затронуло и этот традиционно очень холодный регион. Причем Арктика более чувствительна к активности солнца, чем другие районы. Если в результате глобального потепления среднегодовая температура в мире повышается на 1 градус, то для арктического региона эта цифра в 2-3 раза больше.

Сегодня не нужно объяснять, какое значение имеет поддержание экологического баланса на планете — это знает даже школьник. Активное таяние льда в этом регионе расценивают как экологическую катастрофу. Считается, что большую роль в глобальном потеплении имеет хозяйственная деятельность человека. Поэтому Стратегия развития Арктической зоны, наряду с ее активным освоением, предусматривает контроль за состоянием природы. В частности, предусматривается:

  • обеспечение экологического морского надзора;
  • повышение энергоэффективности, освоение природных ресурсов с минимальным количеством вредных выбросов в атмосферу;
  • развитие и усовершенствование системы наблюдений за загрязнениями воды, земли, воздуха;
  • защита населения и природы от мест захоронения опасных отходов.

Таким образом, экологические проблемы Арктики должны находиться под постоянным государственным надзором.

Подводя итоги, можно сказать, что в целом стратегия развития Арктики – это решение правительством РФ нескольких узловых задач: обеспечение национальной безопасности, повышение экономической и социальной привлекательности региона, внедрение наукоемких, инновационных методов добычи угля, нефти и газа, внедрение эффективных мер, направленных на сохранение экологии и улучшение качества жизни людей.

2