В Арктике России принадлежит довольно большая часть территорий. Через них проходит уникальная перспективная трасса Северного морского пути. Она является связующим звеном между портами дальневосточной и европейской части страны, а начало берет с Карских Ворот, заканчиваясь в Бухте Провидения. В общей сложности протяженность Северного морского пути составляет около 5600 км.

Окончательную разведку северной магистрали произвела Гидрографическая экспедиция по Северному Ледовитому океану с 1910 по 1915 гг. Северный морской путь короче пути Суэцкий канал, через который ранее ходила основная масса судов, в два раза. Сегодня полномасштабные работы по освоению Арктики также невозможны без функционирования этой северной магистрали.

Свое начало северная трасса берет в Баренцевом море. Далее на пути следования лежат другие моря – Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское. В каждой акватории расположены ключевые портовые узлы России: Мурманск, Архангельск, Диксон, Дудинка, Игарка, Нордвик, Тикси, Амбарчик, Певек и Провидение.

Эти точки инфраструктуры судоходства находятся у крупных рек и необходимы в качестве перевалочных пунктов для грузовых судов, которые везут стройматериалы, лес, пушнину, уголь, продукцию пищевой и машиностроительной промышленности. Эти порты России могут принимать и крупные ледоколы.

Климат на протяжении всего движения по северным магистралям довольно суровый. В районе Баренцева моря столбик термометра в середине лета не поднимается выше 7 градусов тепла, а зимой в этих местах около 20 градусов мороза, частые сильные ветры и шторма с высотой волн до 7 м.

Акватория Карского моря не менее холодная – не больше 6 градусов тепла летом и 28 градусов мороза в зимнее время года. Северные ветры летом, как правило, несут с собой туманы, а зимой и вовсе зачастую переходят в ураганы.

Далее Северный морской путь России пролегает через море Лаптевых. Здесь еще холоднее, хотя ветры не такие сильные. Летом температура не выше 1 градуса тепла, зимой – 34 С мороза. Как видно, все трассы Северного морского пути даже летом не отличаются высокой температурой воздуха. Так, в районе Восточно-Сибирского моря летом 7 градусов тепла, зимой – минус 33 С.

Все моря объединяет область шельфа, глубина их – не больше 200 м. Дно их является продолжением платформенных структур суши. Переходной зоной служат склоны материка, где есть глубины от 180 до 3000 м.

В число характерных особенностей Северного морского пути входит не только наличие очень низких температур на всем пути следования, но также значительные массы льдов, покрывающие всю трассу. На некоторых участках их пространственное положение в зависимости от времени года может меняться. Летом действие антициклонов на климат не так значительно, как зимой.

Несмотря на ряд объективных трудностей, популярность этой арктической дороги постоянно растет. Долгосрочные прогнозы говорят о том, что к 2020 году объем грузоперевозок составит 35 млн. тонн в год. Среди факторов, привлекающих внимание к артерии Северного морского пути – глобальное потепление. Площадь арктических льдов в течение последних десятков лет уменьшилась практически в два раза, поэтому сроки навигации сегодня сдвинулись, и она теперь продолжается с июня по ноябрь.

Плавание по этому региону осуществляется согласно Федеральному закону о морских зонах России, а также другими регулирующими актами. В качестве единой транспортной системы и главной морской национальной коммуникации в области арктических льдов Севморпуть имеет огромное значение как для настоящих, так и для будущих работ по освоению Арктики. В общей сложности на всем протяжении пути располагается порядка 50 портов, терминалов и порт-пунктов. Практически все они открыты не только для отечественных, но и для иностранных судов.

Приоритетным принципом регулирования судоходства на трассе Северный морской путь является недискриминационная возможность доступа сюда для кораблей любой страны. Как правило, действует уведомительный порядок прохода, иногда – разрешительный. Последний имеет место в тех случаях, когда необходим учет чего-либо, могущего представлять опасность для страны или непосредственно для судна.

В настоящий момент на трассах данной морской магистрали России активно действуют несколько атомных ледоколов: «Таймыр», «Ямал» и «Вайгач». Они проводят среди льдов как целые караваны транспортных судов, так и отдельные грузовые корабли. В нашей стране вообще самый большой ледокольный флот. Некоторые ледоколы способны попасть в любой сегмент Северного Ледовитого океана, невзирая на погодные условия и время года.

Чтобы получить доступ к передвижению в этом районе, судно должно иметь соответствующие эксплуатационно-технические характеристики, у капитана – опыт прохождения ледовых акваторий, а также должна быть получена гарантия того, что при загрязнении окружающей среды государству будет выплачена компенсация.

На протяжении всего периода навигации все суда, следующие курсом СМП, оперативно подчиняются штабам морских арктических операций запада и востока Арктики. В штабы поступает вся актуальная информация о фактическом движении льдов, метеорологические прогнозы, благодаря чему и определяется время движения по тому или иному участку. Подбираются самые выгодные варианты, даются необходимые рекомендации и обеспечивается ледокольное сопровождение и авиационная ледовая разведка.

Самостоятельный проход любого судна без проводки и сведений из арктического штаба по Северному морскому пути с удачным исходом просто невозможен.

Во время Великой Отечественной войны в Арктике действовало несколько опорных немецких пунктов. Были выставлены минные заграждения. В районе Карского моря есть заминированные участки, границы которых указаны на картах. Они открыты для плавания, но вставать на якорь можно только в специально отведенных местах, которые укажут местные специалисты. А восточная часть Карского моря является заповедной зоной Большого Арктического заповедника, поэтому корабли здесь передвигаются согласно особенному режиму.

Все изменения навигационно-гидрографической ситуации публикуются Главным управлением навигации в специальных извещениях для мореплавателей. Оперативные предупреждения, информация о льдах и прогнозе погоды передаются по радиостанциям «Диксон» и «Амдерма».

В связи с глобальным потеплением Северный морской путь может быть переведен в круглогодичный режим функционирования, поскольку трассы, еще не так давно скованные льдом в пять метров толщиной, могут стать пригодными для навигации.

Сейчас транзитными трассами являются пути вдоль побережья Арктики с октября по май, исключая Берингов пролив, пролив Лонга и Карские Ворота. При сквозном передвижении на западном участке Северный морской путь будет в июне и июле наиболее благоприятным, если идти через проливы Югорский шар и Карские ворота. В период с сентября по октябрь нужно обходить вокруг мыса Желания. В августе можно с одинаковой эффективностью использовать любое направление.

Дальше по восточному участку наиболее удачным будет движение по проливу Вилькицкого. Трассы моря Лаптевых и Новосибирских островов меняются в зависимости от сезона.