22 ноября в Москве завершился международный форум АТОМЭКО-2017. За два дня профессионалы в области обращения с радиоактивными материалами, отходами ядерного топлива, вывода из эксплуатации ядерно- и радиационно опасных объектов смогли обменяться опытом и обсудить ряд вопросов, связанных с безопасностью ядерных технологий, экологией, а также приемлемостью развития атомной энергетики для общества под общей темой «Чистая энергия для будущих поколений».

                  01

Первый заместитель генерального директора Госкорпорации «Росатом» Кирилл Комаров считает, что атомная энергетика и возобновляемые источники энергии – это «дополняющие друг друга компоненты, которые должны составить основу будущего безуглеродного баланса».

Очевидно, что с точки зрения экономической перспективности (на протяжении всего жизненного цикла атомная энергетика одна из самых эффективных) и экологической безопасности (которую следует разъяснять общественности) альтернативы дальнейшему развитию атомной энергетики нет, хотя новые технологии в традиционных сферах добычи минерального сырья (например, технологии нулевого выброса СО2 в угледобыче) позволяют сегодня свести к минимуму их воздействие на природу. Поэтому, по мнению Андрея Королева, заместителя генерального директора по научной работе НИЦ «Курчатовский институт», в ближайшем будущем использование атомной энергии и угля будет расти, газа оставаться на прежнем уровне, а гидроэнергии снижаться.

В рамках форума состоялся круглый стол «Арктика и атом: развитие и экология». Было отмечено, что комплексное развитие арктического региона – это один из стратегических приоритетов России, и что освоение Арктики потребует применения новых экономически эффективных и экологически безопасных технологий.

При этом российскую Арктику, как говорят профессионалы, развивать в ближайшем будущем без атомных станций малой мощности будет просто невозможно. В регионе расположены отдельные группы населенных пунктов и промышленных предприятий, которые находятся на значительном удалении от транспортных магистралей и линий электропередач крупных энергосистем, и в этих условиях АСММ мощностью от 1 до 300 Мвт. станут одним из драйверов развития.  Заместитель генерального директора НИКИЭТ по инновационным проектам Александр Пименов представил линейку разработанных в этом институте проектов реакторных установок для атомных станций малой мощности, в том числе  рассказал о проекте АСММ с унифицированной реакторной установкой «Шельф».

Расширение навигации в Артике и полное задействование Северного морского пути требуют мощных атомных ледоколов. Заместитель генерального директора по развитию ФГУП «Атомфлот» Станислав Головинский подчеркнул, что только с началом работы новых – уже построенных, строящихся и только планирующихся — ледоколов будет открыта круглогодичная навигация в Арктике. В настоящее время можно говорить о круглогодичной навигации только в Западной Арктике, в Восточной же она осуществляется лишь в летне-осенний период.

Между тем необходимость в ледокольной проводке судов в обеих частях СМП постоянно увеличивается. Сегодня существуют контракты на вывоз в 2018-2020 гг. продукции крупных арктических добывающих предприятий – «Ямал СПГ», «Сабетта», «ВостокУголь». В дальнейшем количество подобных контрактов будет только расти и составит к 2030 году около 100 млн. тонн. Головинский также считает, что вопрос создания опорных зон, который разрабатывается сейчас, крайне важен, и было бы логично включить в закон еще одну опорную зону – Арктическую транспортную магистраль.
03