7 февраля в Санкт-Петербурге прошло заседание Арктического экономического совета (АЭС), созданного в 2014 году под эгидой межправительственного Арктического Совета. В мероприятии, впервые состоявшемся на территории Российской Федерации, приняли участие представители бизнеса всех стран-участниц Арктического Совета — России, Финляндии, Норвегии, Швеции, Дании, Исландии, Канады и США, а также представители других рабочих групп Совета и неправительственных организаций. Участники собрались, чтобы обсудить, как будет проходить экономическое развитие Арктики, каковы условия ведения бизнеса, привлечения инвестиций и налаживания крепких торговых связей, а также использования природных ресурсов региона.

Одним из проектов, направленных на защиту морской среды от негативного влияния судоходства, стал Полярный кодекс, вступивший в силу 1 января 2017 года. Ответственными за контроль его исполнения были назначены две страны-участницы Арктического Совета — Россия и Финляндия.

Известно, что в случае разливов нефти очистить море полностью от загрязнений невозможно, и подобные аварии крайне негативно сказываются на биологической жизни в Арктике, ведь всего одна тонна нефти создает пленку площадью около 12 км², а танкер может перевозить от 16 до 320 и даже более тонн. На заседании АЭС было принято решение разработать информационный документ, в котором были бы намечены пути решения проблемы. Доклад будет представлен для рассмотрения в Международную морскую организацию.

Обозначая позицию России по этому вопросу, заместитель председателя АЭС, первый заместитель генерального директора ПАО «Совкомфлот.

Евгений Амбросов почдчеркнул: “Для нас очень важно было показать нашим коллегам и партнерам из АЭС, какую роль Россия отводит развитию арктических проектов. Россия, и «Совкомфлот» в частности, обладают серьезными компетенциями по реализации крупных индустриальных проектов в Арктике, нами накоплена огромная база данных по критериям безопасности эксплуатации флота в тяжелых условиях высоких широт. Одной из ключевых задач, стоящих перед «Совкомфлотом», является внедрение самых высоких технологий и стандартов безопасности мореплавания, недопущение использования в будущем субстандартного флота в арктических водах, предотвращение аварийных происшествий, особенно связанных с ущербом для чувствительной экологии Арктики».

Надо отметить, что сотрудничество России, Норвегии и Финляндии по вопросам окружающей среды в Арктике уже показало свою эффективность: ни одна страна не принимает никаких действий, потенциально способных нанести ущерб окружающей среде, не обсудив их с коллегами по Арктическому Совету. Из-за этого развитие региона происходит несколько медленнее, но зато без существенных экологических рисков.